Задачи. Учить рисовать, раскрывая тему литературного
произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к
иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными
средствами. Познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное,
изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и
пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения.
Предварительная работа.
Чтение: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца...»
и русская народная сказка «Заяц-хвастун» в обработке 0. Капицы. Рассматривание
книг, иллюстрированных И.Я. Билибиным, Ю.А. Васнецовым, A.M. Елисеевым,
В.М. Конашевичем, В.В. Лебедевым, Т.А. Мавриной, Н.Е. Чарушиным и др. Подготовка
книжек-самоделок для иллюстрирования детьми на занятиях по рисованию.
Материалы, инструменты, оборудование.
Книжки-самоделки, художественные материалы на выбор детям - цветные карандаши,
фломастеры, краски гуашь; кисточки, баночки с водой.
Содержание занятия.
Воспитатель предлагает детям вспомнить основных
героев сказок, которые они прослушали на занятии по литературе: как их зовут,
кто из зайцев как выглядит, у кого какой характер. (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка
про храброго зайца...» и русская народная сказка «Заяц-хвастун» в обработке О.
Капицы).
Затем воспитатель напоминает детям о том, что они
начали делать свои книжки по знакомым сказкам, чтобы подарить их детям младшей
или средней группы детского сада. Проводит краткую беседу о том, кто и как
работает над созданием детских книг. Уточняет, что сначала авторы пишут тексты,
а художники рисуют иллюстрации, потом книжку в издательстве готовят к печати
в типографии, где есть специальные печатные станки, на которых можно напечатать
много-много одинаковых книг, чтобы у всех детей были красивые интересные
книжки.
А мы с вами подготовим свои книжку с картинками. По
картинкам можно будет рассказать о том, кто герой в этой книжке и что с ним
происходит. В наших книжках всё будет по-настоящему: обложка с названием и
странички с картинками. Обложку мы оформим в самом конце работы. Сегодня мы с
вами нарисуем двух зайцев, которые живут в сказочном лесу. Но нарисуем не
просто зайцев, - с длинными ушами и коротким хвостом. Мы постараемся показать
в рисунках, какой характер и какое настроение у каждого зайца: кто храбрый и
весёлый, а кто трусливый и грустный. Это очень трудно, но я думаю, что вы с
этой задачей справитесь, как настоящие художники-иллюстраторы детских книжек.
Откройте второй разворот ваших книжечек (следующий после золотого леса), нарисуйте
золотую полянку и на ней двух зайцев: на одной страничке трусишку, а на другой
- храбреца, будто они встретились и что-то рассказывают друг другу.
Дети рисуют, воспитатель помогает словесными
описаниями портретов, советами и косвенными вопросами (у храброго зайца грудь
колесом, голова смело и гордо поднята вверх, уши торчком, лапки подняты вверх
или разведены в стороны, а у зайца-трусишки спина согнута, уши прижаты к
спине, а лапки подняты к груди или опущены вниз).
После занятия. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Жалобы
зайки»:
«Растужился, расплакался серенький зайка, под кустиком
сидючи; плачет, приговаривает: «нет на свете доли хуже моей, серенького зайки!
И кто только не точит
зубов на меня? Охотники, собаки, волк, лиса и хищная
птица; кривоносый ястреб, пучеглазая сова; даже глупая ворона и та таскает
своими кривыми лапами моих милых детушек - сереньких зайчат. Отовсюду грозит
мне беда; а защищаться-то нечем: лазить на дерево, как белка, я не могу; рыть
нор, как кролик, не умею. Правда, зубки мои исправно грызут капустку и кору
гложут, да укусить смелости не хватает. Бегать я-таки мастер и прыгаю недурно;
но хорошо, если придётся бежать по ровному полю или на гору, а как под гору -
то пойдёшь кувырком через голову: передние ноги не доросли.
Всё бы ещё можно жить на свете, если б не трусость
негодная. Заслышишь шорох -уши подымутся, сердчишко забьётся, не взвидишь
света, пырскнешь из куста - да и угодишь прямо в тенёта или охотнику под
ноги... Одно только и есть у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке
схватить не за что.»
Рассказывание детьми русских народных песенок и
потешек о зайке.
Сидит, сидит зайка,
Сидит зайка серый
Под кустом, под кустом.
Охотнички едут,
Едут, скачут в поле
Во пустом, во пустом. –
Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите,
-Я не ваш, Я
ушёл.
Сидит, сидит зайка,
Сидит зайка белый,
Ушки жмёт, ушки жмёт.
Охотнички едут,
Едут, скачут в поле
Вмимолёт, вмимолёт.
- Вы, охотнички, скачите,
Меня, зайку, не ищите!
Я не ваш,
Я ушёл. |