Задачи. Учить детей создавать выразительный образ
заснеженного дома, творчески применяя разные техники аппликации
(симметричная, обрывная, накладная). Расширить спектр технических приёмов
обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание) и показать
её изобразительно-выразительные возможности. Развивать чувство формы и
композиции.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций в
детских книжках (например, русская народная сказка «Заюшкина избушка»,
авторская сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»). Подготовка композиционных
основ для аппликации -тонирование бумаги разными способами и различными
художественными материалами.
Воспитатель заранее готовит композицию «Домик на
лесной опушке» для демонстрации детям приёмов передачи выразительности
образа. (См. рисунок.)
Материалы, инструменты, оборудование. Цветная и белая
мягкая бумага, салфетки бумажные белого цвета, ножницы, клей или клеящие карандаши,
клеевые кисточки, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков, клеёнки,
цветные карандаши и пастельные мелки для дополнения аппликативной композиции
графическими средствами.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Снегопад»:
Туча вниз швыряет снег.
Засыпает снегом всех.
На сверкающий ледок
Лёг пушистый холодок.
Туча снегом знай трясёт –
Всё сугробы выше.
Неужели, занесёт
Город наш по крыши?!
- Представьте себе, будто идёт белый пушистый снег и
укрывает всю землю необычным «одеялом». Снег ложится на ветки деревьев, и они
становятся сказочно красивыми. Снег падает на крыши домов, и они наряжаются в
белоснежные шапочки. Если снег будет идти долго-долго, всё вокруг станет
белоснежным, пушистым и нарядным, - таким же белым, как эта бумага
(воспитатель показывает детям лист белой бумаги). Таким же пушистым, как эта
вата или мех (показывает комочек ваты или кусочек белого меха), и таким же
нарядным, как это кружево (показывает вологодское кружево).
Воспитатель показывает детям незавершённую композицию
«Домик на лесной опушке» и просит подумать, как можно показать
(передать разными художественными средствами), что на этой картине был снегопад
- долго-долго шёл белый пушистый снег. (Дети предлагают свои варианты.)
Воспитатель обобщает предложения детей (можно нарисовать снежные хлопья белой
гуашевой краской; изобразить красивые снежинки фломастерами или карандашами и
др.).
Затем педагог берёт белую бумагу или бумажную
салфетку, разрывает на кусочки, слегка сминает и быстро приклеивает на крышу
домика. Вместе с детьми удивляется и радуется тому, что домик сразу же
преобразился, стал уютным и сказочным. Спрашивает, как будет выглядеть этот домик
после долгого-долгого-долгого снегопада: какими станут крыша, стены, окошки.
Показывает приём обрывания и выщипывания бумажной формы с целью получения
заснеженных комков, которые можно приклеить на крышу, стены, раму окошка или
ставни. Подсказывает ещё один оригинальный приём - модульная аппликация (или
мозаика), с помощью которого весь домик можно составить из множества кусочков
белой бумаги; в этом случае
для фона нужно подобрать цветную бумагу яркого или,
напротив, тёмного оттенка. Дети выбирают материалы и создают свои «заснеженные»
домики.
В конце занятия оформляется экспресс-выставка
«Заснеженные домики».
После занятия. В свободной художественной
деятельности воспитатель предлагает детям нарисовать на тонированной бумаге
снегопад и читает отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
|