Задачи. Учить детей вырезать силуэты бабочек из
бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, и украшать по
своему желанию графическими или аппликативными средствами; показать варианты
формы и декора крылышек бабочек; развивать чувство формы и ритма.
Предварительная работа. Рассматривание фотографий,
открыток, календарей с изображением бабочек. Дидактические игры на восприятие
цвета. Обследование формы вырезанных бабочек. Беседа о цветниках, клумбах,
необходимости ухода за цветами, о значении цветковых растений в жизни
человека.
Предварительная работа. Повторное рассматривание
иллюстраций, репродукций, фотографий, изображающих весенний и летний луг;
рассматривание изображений насекомых и других обитателей луга, беседа о
животных, обитающих на лугу; рисование жуков и бабочек сухими материалами с
передачей характерных признаков; беседа на природоохранную тему (почему нельзя
рвать цветы, уничтожать насекомых); дидактические игры с художественным
содержанием на развитие восприятия цвета, формы и композиции (например, «Что
бывает такого цвета?», «Одинаковые-разные», «Радуга»). Подготовка
композиционной основы «Наш луг». Занятия по аппликации «Цветы луговые».
Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага,
готовые бумажные формы - цветные квадраты и прямоугольники разной величины и
расцветки; фантики на бумажной основе, ножницы, простые карандаши, салфетки
бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеёнки.
Незавершённая панорамная композиция «Наш луг» с розетковыми цветами,
выполненными на предыдущем занятии по аппликации.
Содержание занятия.
Воспитатель показывает детям аппликативную панораму
«Наш луг» с розетковыми цветами и лепную композицию «Наш луг». Спрашивает, кто
живёт и что растёт на лугу. Обобщает ответы детей (растут разные травы и цветы
- ромашки, колокольчики, полевые гвоздики, маки и др.; а живут различные
насекомые - бабочки, жуки, кузнечики, пчёлы, муравьи; мелкие животные - мышки,
лягушки, кроты, птички).
Воспитатель показывает изображения красивых бабочек,
предлагает полюбоваться, читает стихотворение А. Фета «Бабочка» и советует
дополнить панорамную композицию «Наш луг» - вырезать и приклеить над цветами
красивых бабочек.
Бабочка
Ты прав.
Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась,
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
(А. Фет)
Воспитатель показывает детям изображения нескольких
бабочек, вырезанных из однотонной бумаги, чтобы был виден силуэт. Спрашивает,
в чём сходство и отличие их между собой. Воспитатель спрашивает детей, как
можно вырезать таких бабочек. Поощряет детей («Можно так... очень хороший
способ...» и т.д.) и показывает новый способ - вырезание силуэтов из
бумажного квадрата или прямоугольника, сложенного пополам. Сначала дети
упражняются на черновых листках бумаги, а потом создают красивые образы бабочек
из квадратиков цветной бумаги. При этом наклеивать их на фон надо лишь
серединками, приподнимая крылышки, чтобы получилась объемная форма. По ходу
занятия воспитатель показывает детям, как можно украсить бабочек - дорисовать
узор фломастерами, красками или приклеить аппликативные элементы.
Варианты и последовательность изготовления бабочки:
• складываем квадратик или прямоугольник пополам,
сгиб - это «туловище» бабочки;
• представляем себе, что бабочка села на цветок и
сложила свои крылышки - рисуем половинку бабочки и вырезаем точно по
нарисованному контуру;
• верхние и нижние крылышки вырезаем отдельно из
бумажных прямоугольников разного цвета и соединяем;
• вырезаем бабочку из фантика или фактурной бумаги;
Силуэты бабочек дети переносят на незавершённую
композицию, рассматривают, любуются красивыми цветосочетаниями и формами.
Воспитатель предлагает разместить бабочек и наклеить так, чтобы было красиво.
При этом советует приклеивать лишь туловище бабочек, чтобы крылышки свободно
поднимались над поверхностью, будто бабочки-красавицы порхают над цветами.
После занятия. В самостоятельной художественной
деятельности дети завершают оформление композиции «Бабочки-красавицы».