Задачи. Учить детей вырезать двойные силуэты парных
предметов (сапожки, туфли, башмаки, кроссовки). Совершенствовать и
разнообразить аппликативную технику (вырезать симметричные изображения из
бумаги, сложенной вдвое). Учить точно передавать форму и придавать ей
дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей (вырезать
обувь по нарисованному контуру, один предмет из пары оставлять без изменений,
второй общипывать по краю, чтобы передать особенности нечёткого отражения в
луже). Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к познанию
окружающего мира.
Предварительная работа. Наблюдения на прогулке за
отражением в лужах.
Экспериментирование с отражением в зеркале. Знакомство
с зеркальной симметрией. Рисование деревьев по представлению с передачей характерных
особенностей («Деревья в осеннем парке»). Рисование в технике «по мокрому» с
получением зеркально симметричных отпечатков.
Материалы, инструменты, оборудование. Рисунки
весеннего неба, выполненные детьми на занятии по рисованию «Весеннее небо» или
листы бумаги белого, голубого и серого цвета одного размера как основа для
композиции (для составления общего альбома рисунков «Башмак в луже»); цветная
и фактурная бумага для вырезания силуэтов разной обуви; ножницы, клей, клеевые
кисточки, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, бумажные силуэты (сапожок,
башмак, кроссовок, туфелька), вырезанные воспитателем для показа техники
вырезания и вариантов формы; простые карандаши, ластики. У воспитателя основа
для будущего альбома «Башмак в луже».
Рекомендуемые учебные пособия и литература.
Плакаты «Одежда», «Времена года», «Цветные пейзажи».
Башмак в луже
Пособие «Погружение в отражение» (знакомство с
симметрией).
Пособие «Одежда и обувь» (комплект карточек).
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям шуточное стихотворение Е.
Стеквашовой:
Как пройти мне мимо лужи?
Я с водою очень дружен.
Ножкой шаркаю по дну –
Проверяю глубину.
Вот, не видно сапога,
Значит, лужа глубока.
Не волнуйтесь, я бывалый –
Мой сапог и глубже плавал.
Воспитатель выставляет на мольберте вариативные
образцы, демонстрирующие детям форму обуви (сапожок, кроссовок, башмак,
туфелька). Показывает детям несколько рисунков деревьев с отражением,
выполненных на занятии «Деревья смотрят в воду», и предлагает составить необычные
аппликативные картины, на которых будет показано, как один башмак или сапожок
потерялся в луже и смотрит на своё отражение в воде.
Педагог спрашивает детей, как можно вырезать два
одинаковых башмака. Дети вспоминают способ симметричной аппликации.
Воспитатель напоминает технику вырезания парных (симметричных) силуэтов: берём
бумажный прямоугольник, складываем пополам, рисуем простым карандашом один
башмак или сапожок, вырезаем по нарисованному контуру и... получаем два
совершенно одинаковых башмака (или сапога); затем рисуем лужу -цветными
карандашами или пастелью; один башмак (сапожок) приклеиваем так, будто он
потерялся в луже; а второй башмак переворачиваем, будто он отражается в воде.
- Давайте представим, как будет выглядеть отражение
башмака (сапога), если вода в луже не очень чистая да ещё плещется от ветра -
рябит? Дети высказывают свои догадки. Педагог советует немного изменить
очертания башмака-отражения - общипать по краю пальчиками, чтобы вышел
немного «размытый», будто колеблющийся в воде силуэт.
Воспитатель советует детям вспомнить свою обувь или
представить какую-то другую (даже сказочную), выбрать листы бумаги подходящей
расцветки и сложить их вдоль пополам. Дети выбирают материалы, складывают
бумагу пополам, рисуют один предмет обуви (по замыслу) и затем вырезают по
нарисованному контуру. Развернув бумагу, они получат симметричное изображение
- два совершенно одинаковых башмака (сапога), т.е. пару обуви. Затем они
рисуют лужу, соразмеряя её с формой и величиной вырезанных силуэтов.
Воспитатель напоминает, что отражение должно получиться нечётким, размытым -
«общипанным». По своему желанию дети дополняют свою картину с- лужей другими
изображениями (солнышко отражается в воде, лягушка скачет к луже, шнурки на башмаках
- завязанные или развязанные и т.д.)
После занятия. Оформление экспресс-выставки или
альбома шуточных картинок «Башмаки в луже».
Чтение стихотворения Г.Р. Лагздынь «Весна»:
Кричат и скачут воробьи,
Разбрызгивая солнце в лужах,
А облака, как корабли,
Опять вдали небесной кружат.
Кидая небо на крыло,
Летят домой устало птицы.
Кричит горласто вороньё.
Река спешит воды напиться.
На тонких ветках тополей
Проснулись узенькие почки.
Скворец всё громче, веселей
Считает клювиком листочки.
Весна, желанная везде,
В разливе солнечного света,
Шагает бодро по земле,
В одежды яркие одета.
|