Аппликация симметричная. Листочки на окошке (витраж)
11.05.2011, 08:07
Задачи. Вызвать у детей желание создать коллективную
композицию из вырезанных листочков для интерьера группы; поддерживать
стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации (сочетать
симметричную, обрывную и накладную); учить оформлять созданные формы ритмом
мазков и пятен (красками), наносить жилкование (карандашами, фломастерами).
Формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых
осенних цвето-сочетаний, развивать описательную речь.
Предварительная работа. Дети читают стихи, поют песни
на осеннюю тему (например, «Танец осенних листочков», муз. А. Филиппенко, сл.
Е. Макшанцевой). Подготовка основы для будущей композиции - лист бумаги
большого формата голубого цвета.
Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага
«осенних» цветов и оттенков; фактурная бумага (иллюстрации и обложки старых
журналов) для выбора детьми красивого, необычного колорита; ножницы, клей,
картон или плотный лист большого формата, затонированный заранее голубым
цветом; краска-гель («золото») или цветные карандаши, тонкие фломастеры для
прорисовки жилкования..
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение Е. Трутневой
«Листопад»:
Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки-невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Всё притихло, отдыхать легло.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи,
Звёзды с неба сыплются... летят...
Будто в тёмном, звёздном небе Тоже наступил осенний
листопад.
После небольшой паузы, необходимой для переживания
настроения, вызванного стихотворением, педагог показывает несколько листочков,
вырезанных из цветной бумаги. Удивляется вместе с детьми тому, что они схожи с
настоящими. Сообщает, что дети сами могут вырезать разные листочки и создать
общую картину "Листочки на окошке". Показывает основу будущей
картины. Демонстрирует способ вырезания сложной формы из бумаги, сложенной
вдвое.
- Беру лист бумаги жёлтого (оранжевого, красного,
розового и пр.) цвета; складываю пополам, держу за сгиб и вырезаю так, будто
рисую половинку листочка (см. схемы).
Выставляет варианты форм листочков - целые и половинки
для наглядного ориентира. Дети упражняются на черновых листах бумаги. Затем
педагог показывает способы декорирования образа: обрывной аппликацией (рваные
кусочки наклеиваются на листик); накладной аппликацией (на листик накладывается
листик меньшего размера и, возможно, другой формы); дорисовывание (жилкование)
и декорирование листьев цветовыми пятнами. Ещё раз напоминает технику
симметричного вырезывания сложной формы (самый ответственный момент в
занятии), предлагает детям самостоятельно выбрать материалы для художественного
творчества и начинать работу.
По мере изготовления листочков воспитатель предлагает
детям подходить к основе (фону) для наклеивания листиков. Получается
композиция «Листочки на окошке». Воспитатель предлагает детям посмотреть в это
окошко и рассказать, что они видят (красивые листочки, листопад,
листочки
падали и прилипли
к окошку, будто
ветер приклеил листочки к нашему окошку и др. варианты ответов).
В свободное время (после прогулки или во второй
половине дня) дети рассматривают коллективную композицию «Листочки на
окошке», описывают отдельные листочки или всю композицию «красивыми» словами,
с помощью педагога составляют описательный рассказ.
После занятия. Рисование листьев по представлению.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»