| Задачи. Инициировать поиск изобразительно-выразительных
средств для создания несложного сюжета в аппликации из бумаги, поддержать
творческое применение разных техник аппликации (симметричная, обрывная,
накладная). Расширить спектр технических приёмов обрывной аппликации
(разрывание, обрывание, выщипывание, сминание). Развивать чувство формы и
композиции. Предварительная работа. Беседа о жизни людей на
Крайнем Севере. Рассматривание иллюстраций,  фотографий, открыток, календарей.
Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства народов
севера. Подготовка тонированной бумаги для аппликации. Воспитатель готовит
варианты аппликативных образов и композиций для показа и пояснения детям по
ходу занятия. Материалы, инструменты, оборудование. Цветная и белая мягкая бумага, листы тонированной
бумаги для фона, салфетки бумажные белого цвета, ножницы, клей или клеящие
карандаши, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков,
клеёнки, цветные карандаши и пастельные мелки для дополнения аппликативной
композиции графическими средствами. Книжная или журнальная иллюстрация
(открытка, фотография), например, из журнала «ГЕО», «Вокруг света» для
знакомства детей с жизнью людей на Крайнем Севере. Содержание занятия.  Внимание! На занятии по познанию окружающего мира
«Жизнь на севере» дети узнали о том, как живут жители Крайнего Севера (много
людей или мало, кочевой образ жизни, традиционное жилище - чум (яранга): как
строится, чем покрывается, традиционная одежда из меха животных украшена
бисером, кусочками кожи и пр.). Вводная часть занятия по аппликации строится
на активизации этих представлений в любой форме по усмотрению педагога
(беседа, составление коллективного рассказа по картине и пр.).
 Воспитатель показывает детям книжную или журнальную
иллюстрацию (открытку), дающую представление о жизни людей Крайнего Севера, и
предлагает создать свои картины в технике аппликации. - Белая бумага поможет показать бескрайнюю
белоснежную равнину с небольшими сопками (возвышениями). (Воспитатель
сопровождает рассказ показом способа изображения «белой равнины с сопками» в
технике обрывной аппликации).  Жители Крайнего Севера на одном месте долго не живут,
они часто переезжают на своих оленях с места  на место, поэтому свои жилища
возят с собой. Дома у жителей севера необычные - они сделаны из меха оленей и
выглядят как пирамиды (конусы). Воспитатель наглядно демонстрирует способ изготовления
чума из карандашей и кусочка меха или тёплой ткани. Затем показывает варианты
изображения чума из бумажных треугольников. На севере очень холодно, поэтому северяне (т.е.
жители севера) ходят в очень тёплой одежде из пушистого густого меха.
(Воспитатель показывает варианты изображения и оформления человечков в традиционной
одежде жителей севера.)  А теперь мы с вами сделаем свои картины о том, как
живут люди на Крайнем Севере. Выберите лист бумаги для фона (голубого,
розового, синего, бирюзового, фиолетового цвета). Возьмите белую бумагу для
изображения белоснежной равнины с небольшими сопками. Придумайте, как
вырезать человечков и украсить их одежду. Дети создают свои композиции и выкладывают общую
панораму «Где-то на белом свете...». После занятия. В самостоятельной художественной
деятельности воспитатель предлагает детям составить две-три коллективные
композиции (варианты названий: «Где-то на белом свете...», «На Севере
Крайнем»). Эти композиции составляются из индивидуальных работ детей с учётом
их колорита и рельефа линии горизонта. В свободное время воспитатель может
предложить некоторым детям составить сюжетные рассказы (с целью развития
связной речи и уточнения представлений о жизни людей на Крайнем Севере). Чтение народных песенок и потешек о зиме и зимних
явлениях в природе: Уж ты, зимушка-зима,  Зима вьюжлива была,  Всё крутила, всё мела – Примораживала... Полно, беленький снежочек,  На талой земле лежать!  Время, беленький снежочек,  Время таять-пропадать,  Во долинушку стекать  И сыру землю питать!.. |