Задачи. Инициировать поиск изобразительно-выразительных
средств для создания несложного сюжета в аппликации из бумаги, поддержать
творческое применение разных техник аппликации (симметричная, обрывная,
накладная). Расширить спектр технических приёмов обрывной аппликации
(разрывание, обрывание, выщипывание, сминание). Развивать чувство формы и
композиции.
Предварительная работа. Беседа о жизни людей на
Крайнем Севере. Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток, календарей.
Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства народов
севера. Подготовка тонированной бумаги для аппликации. Воспитатель готовит
варианты аппликативных образов и композиций для показа и пояснения детям по
ходу занятия.
Материалы, инструменты, оборудование.
Цветная и белая мягкая бумага, листы тонированной
бумаги для фона, салфетки бумажные белого цвета, ножницы, клей или клеящие
карандаши, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков,
клеёнки, цветные карандаши и пастельные мелки для дополнения аппликативной
композиции графическими средствами. Книжная или журнальная иллюстрация
(открытка, фотография), например, из журнала «ГЕО», «Вокруг света» для
знакомства детей с жизнью людей на Крайнем Севере.
Содержание занятия.
Внимание! На занятии по познанию окружающего мира
«Жизнь на севере» дети узнали о том, как живут жители Крайнего Севера (много
людей или мало, кочевой образ жизни, традиционное жилище - чум (яранга): как
строится, чем покрывается, традиционная одежда из меха животных украшена
бисером, кусочками кожи и пр.). Вводная часть занятия по аппликации строится
на активизации этих представлений в любой форме по усмотрению педагога
(беседа, составление коллективного рассказа по картине и пр.).
Воспитатель показывает детям книжную или журнальную
иллюстрацию (открытку), дающую представление о жизни людей Крайнего Севера, и
предлагает создать свои картины в технике аппликации.
- Белая бумага поможет показать бескрайнюю
белоснежную равнину с небольшими сопками (возвышениями). (Воспитатель
сопровождает рассказ показом способа изображения «белой равнины с сопками» в
технике обрывной аппликации).
Жители Крайнего Севера на одном месте долго не живут,
они часто переезжают на своих оленях с места на место, поэтому свои жилища
возят с собой. Дома у жителей севера необычные - они сделаны из меха оленей и
выглядят как пирамиды (конусы).
Воспитатель наглядно демонстрирует способ изготовления
чума из карандашей и кусочка меха или тёплой ткани. Затем показывает варианты
изображения чума из бумажных треугольников.
На севере очень холодно, поэтому северяне (т.е.
жители севера) ходят в очень тёплой одежде из пушистого густого меха.
(Воспитатель показывает варианты изображения и оформления человечков в традиционной
одежде жителей севера.)
А теперь мы с вами сделаем свои картины о том, как
живут люди на Крайнем Севере. Выберите лист бумаги для фона (голубого,
розового, синего, бирюзового, фиолетового цвета). Возьмите белую бумагу для
изображения белоснежной равнины с небольшими сопками. Придумайте, как
вырезать человечков и украсить их одежду.
Дети создают свои композиции и выкладывают общую
панораму «Где-то на белом свете...».
После занятия. В самостоятельной художественной
деятельности воспитатель предлагает детям составить две-три коллективные
композиции (варианты названий: «Где-то на белом свете...», «На Севере
Крайнем»). Эти композиции составляются из индивидуальных работ детей с учётом
их колорита и рельефа линии горизонта. В свободное время воспитатель может
предложить некоторым детям составить сюжетные рассказы (с целью развития
связной речи и уточнения представлений о жизни людей на Крайнем Севере).
Чтение народных песенок и потешек о зиме и зимних
явлениях в природе:
Уж ты, зимушка-зима,
Зима вьюжлива была,
Всё крутила, всё мела –
Примораживала...
Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!..
|