Задачи. Вызвать интерес к созданию простого сюжета
аппликативными средствами. Учить изображению женской фигуры в народной
стилистике (длинный сарафан, платок). Познакомить с разными приёмами вырезания
одной геометрической формы (трапеция из треугольника и прямоугольника).
Показать возможность получения разных образов из одной формы (сарафан и ведро
из трапеций разного размера). Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать
интерес к народной культуре.
Предварительная работа. Знакомство с книжной графикой
- рассматривание иллюстраций к потешкам, песенкам, русским народным сказкам.
Уточнение понятия «красное» в значении «красивое». Оформление обложки для
будущего альбома иллюстраций-аппликаций (в сотворчестве воспитателя и
двух-трёх детей).
Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага
для фона, бумажные прямоугольники разного размера и цвета для вырезания
сарафанов и ведёрок, обрезки цветной бумаги (в т.ч. розового цвета) для
вырезания других деталей, ножницы, простые карандаши с ластиками для прорисовки
контура; детские книжки с красивыми фольклорными иллюстрациями. На столе
педагога подготовлены бумажные трапеции разного размера и цвета для показа
детям приёмов работы и композиционных вариантов; лист бумаги с текстом русской
народной потешки для оформления альбома детских иллюстраций-аппликаций и
обложка к этому альбому, подготовленная воспитателем с двумя-тремя детьми в
самостоятельной художественной деятельности.
Рекомендуемые учебные пособия, литература.
Плакат «Цветные формы».
Технологическая карта по аппликации «Водоноска».
Комплект карточек «Одежда и обувь».
Содержание занятия.
Воспитатель показывает детям иллюстрацию Ю. Васнецова
или любую другую книжную иллюстрацию к народным песенкам и потешкам и читает
потешку «Посылали молодицу»:
Посылали молодицу
Под горушку по водицу.
А водица далеко,
А ведёрко велико.
Наша Катя подрастёт,
Катя силы наберёт,
Станет по воду ходить,
Вёдра красные носить.
Воспитатель проводит краткую беседу по содержанию
потешки: «Какая Катя? В шутку или всерьёз девочку в потешке называют
молодицей? Куда и за чем она пошла? (Под горушку за водицей.) Что с собой
взяла? (Ведёрко.) А в чём Катя станет носить воду, когда подрастёт? (В красных
вёдрах.) Почему вёдра в этой потешке назвали красными? (Красные, значит красивые,
наверно, украшены узорами.)«
Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им
потешка про Катю с ведёрком, и предлагает создать красивые
иллюстрации-аппликации. Затем показывает две трапеции разного размера и
спрашивает, из какой фигуры лучше сделать сарафан, а из чего ведёрко? (Дети
высказывают свои соображения.) Воспитатель выставляет трапеции на мольберт или
фланелеграф и быстро дополняет фигурки другими деталями, чтобы получилась
композиция «Катя с ведёрком».
Если дети готовы к принятию нестандартных решений,
воспитатель может показать два варианта построения сюжета из одних и тех же
элементов: девочка из большой трапеции с ведёрком из маленькой трапеции и
наоборот, девочка из маленькой трапеции с ведром из большой трапеции.
Воспитатель интересуется, каким способом дети будут
вырезать сарафан (и ведёрко). Уточняет ответы детей и показывает два способа:
получение трапеции из прямоугольника (или квадрата) способом срезания уголков и
преобразование треугольника в трапецию способом срезания одного уголка
(вершины).
Педагог обращает внимание детей на большой выбор
художественных материалов и предлагает создать красивые иллюстрации-аппликации
к потешке про Катю, которая пошла по водицу с ведёрком.
Дети выбирают подготовленные воспитателем бумажные
формы (прямоугольники разного размера и цвета), для фона подбирают
гармонирующую по цвету бумагу. Воспитатель советует приложить бумажные
заготовки к фону, чтобы увидеть и оценить цветосочетание. По ходу работы педагог
помогает детям в создании композиции, советуя сначала выложить вырезанные
формы и перемещать на цветном фоне. Подсказывает варианты сюжетных решений:
девочка испугалась и смотрит на вёдро, опустив руки; Катя приподняла ведро,
изогнувшись от его тяжести; девочка держит за ручку ведро, стоящее на земле...
В конце занятия дети переносят свои
иллюстрации-аппликации на свободный стол для просушки и рассматривают, свободно
обмениваясь впечатлениями.
После занятия. В свободное время дети по своему
желанию дополняют сюжетную композицию новыми элементами, рассматривают
иллюстрации-аппликации и составляют альбом «А водица далеко, а ведёрко
велико...»
Чтение стихотворения П. Воронько «Я носила воду»:
Я носила воду, воду –
От колодца к огороду.
А потом носила в сад,
Поливала десять гряд.
А на грядках погляди-ка! –
Нынче выросла клубника.
Спелых ягод я нарву,
Всех подружек созову! |