Аппликация сюжетная. Наш город (коллективная композиция)
09.05.2011, 12:15
Задачи. Учить детей вырезать дома из бумаги, сложенной
гармошкой или дважды пополам. Совершенствовать технику вырезания ножницами: на
глаз по прямой (стены домов), по косой (крыши) и по сгибам (окошки). Развивать
композиционные умения - при создании панорамы города ритмично располагать дома
рядами, начиная сверху и частично перекрывая изображения.
Предварительная работа. В самостоятельной
художественной деятельности небольшая группа детей готовит основу для будущей
композиции - тонирует большой лист бумаги или полосу обоев, деля пространство
на две части (2/3 - земля зелёного или жёлто-коричневого цвета; в самом низу
две полосы дороги серого цвета, разделённые белой разметкой; 1/3 - голубое или
синее небо - см. рис.). Экскурсия по городу или рассматривание иллюстраций,
открыток с панорамами города.
Материалы, инструменты, оборудование. Полоски цветной
бумаги разной ширины для вырезания зданий, прямоугольники и полоски цветной
бумаги для вырезания окон, простые карандаши, ножницы, клей, клеевые кисточки,
клеёнки, салфетки, бумажные и матерчатые, большой лист бумаги или полоса
обоев для создания общей композиции.
Содержание занятия.
Воспитатель показывает детям основу для будущей
композиции, поясняет, что сейчас здесь простор - земля (нижняя часть листа) до
самого горизонта (проводит рукой, показывая линию горизонта) и небо. Но
скоро-скоро здесь поднимутся к самому небу дома, в домах поселятся люди, по
дорогам побегут машины... И сделаем это мы с вами. Создадим свой город. Город
большой, домов в нём тоже очень много. Сейчас я вам покажу, каким образом
можно создать большой красивый дом.
- Я хочу построить кирпичный дом, поэтому возьму лист
оранжевого цвета. В моём доме будет 2 этажа, поэтому я сложу бумагу пополам.
Разверну, видите - это первый этаж, а это второй. Сколько в моём доме будет
подъездов? Посмотрим. Сложу бумагу в другом направлении - сначала пополам, а
потом ещё раз пополам. Разверну. Помогите мне сосчитать подъезды: один, два,
три, четыре - всего четыре подъезда. Снова сложу подъезды и вырежу крыши - вот
так - срезаю уголок с одной стороны, а потом с другой. Разверну -получился дом
с фигурной крышей. Теперь нужно смастерить окна. Беру узкую полоску бумаги
жёлтого цвета. Складываю пополам и ещё раз пополам, разглаживаю сгиб.
Разворачиваю и разрезаю точно по сгибам, чтобы окошки получились одинаковыми.
Выкладываю окошки на дом. Видите, окошек не хватает. Беру ещё одну полоску
бумаги, другого цвета (например, синего, розового) и делаю точно такие же
окошки. Выкладываю окошки, чередуя их по цвету или просто так, будто в одних
окошках горит свет, а в других нет (или шторы розового, голубого, зелёного
цвета) и приклеиваю. Так нужно продолжать, пока в каждой комнатке моего домика
- на каждом этаже, в каждом подъезде - не будет по одному окошку. Я продолжу
вырезать окошки, когда вы начнёте делать свои домики.
Воспитатель приглашает одного ребёнка показать детям
способ изготовления домика, уточняет и комментирует его действия, чтобы дети
закрепили представление и ещё раз повторили последовательность.
Дети самостоятельно выбирают цвет бумаги для своего
домика и для окошек. Начинают вырезать. Воспитатель помогает советами и
завершает свою работу, а также вырезает хороводы человечков (ленточная
аппликация), чтобы заинтересовать детей ещё одним новым способом, который они
будут осваивать во второй Половине учебного года, г Дети переносят домики на
общую панораму. Воспитатель помогает их разместить т объясняет, что сначала
надо приклеить домики на линии горизонта, а потом следующие ряды опускать всё
ниже и ниже, Частично накладывая домик на домик, внизу у нас проходит дорога,
по ней помчатся машины, которые мы с вами вырежем на следующем занятии.
После занятия. Композиция «Наш город» вывешивается
для общего обзора и обсуждения.