Цели
• Закрепить знания детей о строении дерева, весенних
изменениях в растительном мире.
• Учить детей работе в новой технике выполнения аппликации
— создание изображения с помощью ткани, наклеенной на картон.
• Учить создавать композицию, используя всю площадь
листа, гармонично размещать детали аппликации с соблюдением перспективы.
♦
Продолжать учить детей мысленно создавать собственный замысел и воплощать его
в работе.
♦
Учить самостоятельно (или с помощью воспитателя) продумывать
последовательность работы.
♦
Самостоятельно отбирать материалы, необходимые для воплощения замысла.
♦
Сочетать разнообразные приемы выполнения аппликации для получения
выразительного образа.
♦
Развивать навыки составления рассказа о своей работе, проведения анализа
работы (с акцентом на то, что из задуманного получилось, а что нет; как
изменился, корректировался замысел в процессе работы).
Предварительная работа: на прогулке или на иллюстрациях
надо рассмотреть с ребятами деревья, их строение, ветви, особенности коры.
Собрать с помощью родителей лоскутки различных тканей -разных гладких оттенков,
с мелким цветочным рисунком. Накануне занятия воспитатель делает несколько
заготовок наклеенной на бумагу и собранной в складки ткани с различным узором
- для показа детям.
Материалы для занятия
♦
Картон формата А4 различных цветов.
♦
Лоскутки различных тканей.
♦
Цветная бумага.
♦
Альбомная бумага, разрезанная на небольшие квадраты (со стороной 7 см).
♦
Клей ПВА (лучше, если он будет в тюбиках с узким носиком).
♦
Кисти для клея (при необходимости).
♦
Ножницы.
♦
Различные бросовые материалы: кусочки фольги, ваты, поролона, гофрированной
или бархатной бумаги, аккуратно сложенные в небольшие коробочки.
Ход занятия
Подготовка к занятию. Воспитатель просит дежурных разложить
на рабочих столах клеёнки-салфетки (используют, чтобы не испачкать столы клеем,
приучать детей работать аккуратно); бумажные или тканевые салфетки для
промокания клея (чтобы вытирать запачкавшиеся руки); ножницы, тюбики или
пузырьки с клеем. Все материалы, необходимые для работы - картон, лоскутки
ткани,
альбомная бумага, разрезанная на небольшие квадраты
(примерно 7x7 см), бросовый материал — воспитатель раскладывает на отдельном
столе, к которому могут свободно подойти дети.
Часть 1
Объяснение новых приемов работы
Воспитатель:
— Дорогие ребята, я хочу, чтобы вы вспомнили, как гуляли
по весеннему лесу или саду, вспомнили свои выходные на даче. Расскажите, какие
вы видели деревья на этой прогулке, как они выглядят весной? Какого цвета
новая листва? Какие на ощупь только что распустившиеся цветочки? А цветущие
деревья вы видели? Какие? Вспомните, как они цветут.
Сегодня, ребята, я предлагаю вам изобразить весенний
пейзаж с помощью необычных материалов — лоскутков различных тканей, которые
сложены на моем столе.
Посмотрите, как я работаю с тканью. Я беру маленький квадрат
альбомной бумаги. Густо намазываю его клеем ПВА. Кладу на него лоскуток ткани,
не прижимая. Затем аккуратно собираю пальцами ткань к центру так, чтобы она
сморщилась, собралась мелкими складками. Когда у меня получились такие
складочки, которые мне нравятся, я кладу заготовку под пресс на несколько
минут. Посмотрите, какие заготовки получатся, когда клей подсохнет (воспитатель
показывает готовые образцы). Из них мы можем вырезать любые формы.
Например, если я вырежу вот такой овал или круг — будет
похоже на крону дерева, которую растрепал весенний ветерок. Причем деревья у
меня получатся неодинаковыми, с разным цветом листвы, с цветами.
Таким же образом можно сделать й ствол дерева. Вспомните,
какая кора на стволах деревьев? На молодых деревцах она гладкая, а на больших,
старых деревьях — морщинистая, в трещинках. Такую «кору» мы можем получить,
наклеивая ткань тем же способом. Вот только собирать морщины надо не к центру,
а как? (По горизонтали или вертикали, придерживаясь одного направления. Для
изображения ствола полоски вырезаем так, чтобы складки ткани шли вертикально.)
Соединив ствол и крону, мы получим дерево.
В вашем пейзаже могут присутствовать не только деревья,
но и кустарники, и цветы. Цветы можно сделать не только из ткани, но и из
комочков мятой бумаги, скатанных в шарики.
Теперь подумаем о фоне, на котором будет размещаться наша
композиция. Я приготовила листы картона разного цвета. Выберите подходящие для
вас, подумайте, что еще может присутствовать на вашем пейзаже. Может быть,
молодая травка. Ее можно сделать из ворсистой ткани, просто наклеив ее на
картон в нижней части листа. А если вы хотите изобразить распаханную землю,
какая ткань вам понадобится? Подумайте, подойдите к столу и выберите нужные
материалы.
Часть 2
Определение последовательности работы
А теперь давайте определим последовательность работы.
Больше всего времени потребуется на создание заготовок для крон деревьев,
кустарников, а также заготовок для стволов. Помните, им нужно полежать немного
под прессом, пока клей не просохнет. Значит, их мы сделаем в первую очередь.
Пока заготовки сохнут, можно подготовить фон. На фоне размещаются вырезанные
из заготовок детали, подгоняются, подбираются. Подумайте, какие деревья у вас
будут изображены на переднем плане? Какие стоят чуть дальше? Чем отличается их
изображение? Все ли они одинаковой величины, стоят на одном уровне? Затем вы
можете дополнить композицию деталями — кто-то сделает цветы, кто-то изобразит
весеннее солнышко, у кого-то появятся лужицы или ручеек.
Часть 3 Выполнение аппликации
Воспитатель помогает детям отобрать нужные материалы.
Дети в процессе работы могут несколько раз возвращаться к столу, на котором
разложено всё необходимое для работы. Во время работы включается тихая спокойная
музыка.
Воспитатель не препятствует деловому общению детей в
процессе работы, обращая их внимание лишь на то, что это общение не должно
быть слишком громким, чтобы не мешать другим детям. После выполнения аппликации
воспитатель просит детей рассказать о своих работах, проанализировать их, делая
акцент на соответствии первоначального замысла и его воплощения.
|