Цели: - учить выполнять лаконичный
выразительный декор (т.е. оформить изделие в
соответствии с его назначением);
- познакомить с историей возникновения матрешки;
- способствовать развитию графических умений,
художественного вкуса, творческого воображения,
стилевой гармонии, пониманию целесообразности в
вещах;
- воспитывать уважение к народным традициям,
чувство взаимопонимания.
Оборудование:
– цветной картон
(1лист), цветная бумага, клей (ПВА), деревянная
матрешка – игрушки;
– цветы из ткани, открыток, репродукция картины
Кустодиева "Масленица”, шаблоны, фланелеграф,
сигнальные карточки.
Примечание: посадка детей по
группам.
Ход урока.
- Введение в тему.
1. Постановка цели.
- Я приглашаю вас в "Чудесную мастерскую”. Каждый из вас сегодня будит творить
чудеса с помощью самых различных предметов.
- А какие это будут чудеса, вы об этом догадаетесь
сами.
- Попробуйте определить по этим знакам, чем нам
предстоит заниматься в мастерской. "Рис.1”
- Техника безопасности.
- Как вы думаете, о чем нужно помнить, чтобы мы
получили удовольствие от работы в мастерской?
(Опора на предметы, нарисованные на знаках.)
- Положительный настрой.
- Помните, что знаки с помощью цвета подсказали
нам и то, каким должно быть настроение во время
работы; помогите друг другу, тогда наши изделия
будут излучать тепло и доброту.
Беседа о рождении русской матрешки.
Ребята! Велено до вас
Довести в сей час указ.
Заготовленный самой
Нашей матушкой – зимой
Всем! Всем! Всем!
Только у нас, только для вас
Открывается звонкая, веселая ярмaрка. (Показ
слова)
Обычно ярмaрка открывалась на масленицу. Это
старинный весёлый праздник проводов зимы. Русские художники изображали это событие на
своих полотнах. Перед вами репродукция картины
Кустодиева "Масленица”. (Показ картины) На первом плане изображена тройка лошадей,
запряженных в сани. В старину на ярмaрку
отправлялись на санях. (Видеозапись:
демонстрируется эпизод из фильма Н. Михалкова
"Сибирский цирюльник”. Комментирование.) И чего
только не было в масленицу на ярмaрке.
- Посмотрите, что есть на лотке в нашей
мастерской. (Показ предметов, ученики называют
их.)
- Демонстрация матрешки.
- Вы правильно назвали эту игрушку. (Учитель
достает одну матрёшку из другой.)
Шли матрешки по дорожке
Было их немножечко
Две Матрёны, три матрешки
И одна Матрёшечка. (Достать Матрёшки.)
- А кто из вас знает стихи о матрешке?
1 группа:
Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрёшками зовут.
2 группа:
Словно репка, она крутобока
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок – глаз.
3 группа:
Щеголиха матрешка –
Сарафан на застёжке –
Петельки витые
Пуговки литые.
- История возникновения матрёшки.
Более ста лет назад привезли из Японии
деревянную игрушку: Старика с вытянутой головой.
Звали его Фугурума. У мудреца голова вытянулась
от раздумий. Игрушка понравилась, и художник С.
Малютин придумал нашу русскую матрешку, выточил
её токарь В. Звёздочкин. Своё название игрушка получила от русского
имени Матрёна. Первая матрешка изображала девочку в сарафане
с петухом в руках. (Показ иллюстрации.) Затем уже появились:
- Загорская;
- Семёновская;
- Полхов – майдановская.
Художники выбирали своё оформление – декор.
(Обращение к словарю.) В каждой игрушке чувствуется гармония, т.е.
сочетаются размер и краски. Объяснение этих слов
я нашла в энциклопедическом словаре школьника
"Исскуство”. (Учитель показывает детям книгу.)
Итог: Мы рассмотрели много интересных вещей в
нашей мастерской. И потребуем создать свое
изделие – матрешку (хором). ("Рис.1” знак "Глаз”)
- Моделирование матрёшки на фланелеграфе.
- Наша задача смоделировать матрёшку. (Показ
знака "?” "рис.1”.)
- Как вы думаете, что нам поможет? (Шаблоны)
- Выберите нужные шаблоны и попробуйте собрать из
них матрешку.
- Сколько деталей нашли? (Три)
(1 ученик моделирует на фланелеграфе, остальные
на столах.)
Итог: Мы смоделировали матрешку и справились
с этой проблемой. (Фланелеграф убрать.) Y. Изготовление деталей по
шаблонам.
- Выбор цвета, технология выполнения деталей.
– Давайте с помощью выбранных вами шаблонов
изготовим детали матрёшки. – Выберите лист цветного картона для основы и
цветную бумагу для деталей так, чтобы они
соответствовали характеру вашей будущей
матрёшки. Подумайте, какая она у вас будет:
весёлая, добрая, заботливая, рукодельница. – Как правильно пользоваться шаблоном? (Показ
учеником у доски)
- Самостоятельна работа.
а) обвод шаблонов; (Проверка готовности.
Показываю знак "Карандаш” "рис.1”.)
Итог: Обвели! (Убрать знак "Карандаш”
"рис.1”.) б) вырезание деталей. (Техника безопасности,
знак"Ножницы” "рис.1”.)
Итог: Вырезали детали. Приготовили всё для
сборки матрёшки. – Уберите ножницы, они нам больше не нужны.
Наведите порядок на рабочем месте. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Я на скрипочке играю.) Кончилось веселице
Беритесь за делице. Перевернуть знак: "Весёлая рожица”
"рис.1”.
VI. Сборка матрёшки.
Наклеивание деталей.
- Будем наряжать матрёшку.
- Что наклеить в первую очередь? (Платок).
- Овал лица.
Итог: Мы одели матрёшку. (Знак
"Клей” "рис.1”.)
VII. Раскрашивание лица.
- Чего же не хватает? Попробуйте оживить матрёшку.
- А как это сделать? (Нарисовать лицо) Передайте в
выражении лица характер матрёшки, так же как мы
старались делать при выборе костюма.
VIII. Творческая
работа. Декоративная роспись матрёшки.
- Можно ли нашим матрёшкам отправляться на
ярмaрку? (Забыли праздничный наряд.)
Очень любят все матрёшки
Разноцветные одежки.
- Что можно использовать для украшения?
Работа в группах. (Помните о
гармонии.)
1 группа: Украшает цветами,
вырезанными из ткани.
2 группа: Украшает цветами,
вырезанными из открыток.
3 группа: Попробуем доверить
разработать и выполнить свой декор из различных
цветных геометрических фигурок. (Обратиться к знакам, которые учитель
переворачивает после каждого этапа.)
- Масленица – один из древних праздников на
Руси. Всю неделю веселятся стар и млад, провожая
зиму, торопя приход весны.
У каждого из семи дней масленичной
недели своё название, свой обычай. Сегодня
четверг – "Разгуляй”. И не случайно, после того,
как мы всё выполнили получилось слово "Хоровод”
(дети читают хором.)
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрёшки
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
Дети с готовыми изделиями встают в
хоровод, показывая, их друг другу. - Позовем весну! Вспомните заклички, которые
учили на уроках внеклассного чтения:
Заклички:
1. Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, с огромной милостью. 2. Ой, вы, жаворонки,
Жавороночки.
Летите в поле.
Несите здоровья,
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье. 3. Летел кулик
Из-за моря,
Принёс кулик девять замков.
Кулик, кулик!
Замыкай зиму,
Открывай весну.
Теплое лето.
Вот и солнце закатилось
Наша ярмарка закрылась.
|