Декоративное рисование на объёмной форме. Нарядные лошадки
11.05.2011, 08:43
Задачи. Инициировать декоративное оформление
вылепленных фигурок - украшать элементами декоративной росписи (кругами,
пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами). Обратить внимание на зависимость
узора от формы изделия. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками -
рисовать кончиком кисти на объёмной форме, поворачивая и рассматривая её со
всех сторон. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному
искусству.
Предварительная работа. Лепка лошадок из глины на
занятии по лепке. Декоративное рисование в художественном альбоме «Дымковская
игрушка».
В самостоятельной художественной деятельности (за
один-два дня до занятия) воспитатель предлагает детям рассмотреть вылепленные
игрушки, полюбоваться, погладить, почувствовать, что глина подсохла.
Показывает дымковскую игрушку и спрашивает, чем она отличается от игрушек,
вылепленных детьми. (Дети замечают, что настоящие дымковские игрушки белые,
нарядные с узором.) Воспитатель напоминает, что после выхода из печи мастерицы
сначала белят игрушки и предлагает детям побелить свои игрушки белой краской.
Внимание: белую краску (гуашь) для грунтовки воспитатель готовит заранее,
смешивая с небольшим количеством клея ПВА или БИФ.
Материалы, инструменты, оборудование. Вылепленные из
глины лошадки, гуашевые краски, ромбики золотистой фольги («сажать золото»),
кисточки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, поворотные диски или
коробки для установки вылепленных фигурок в процессе декоративной росписи.
Таблицы с элементами дымковской росписи и характерными цветосочетаниями.
Рисунки - варианты узоров на лошадках.
Содержание занятия.
Перед занятием дети берут своих лошадок, вылепленных
на предыдущем занятии и побеленных в самостоятельной художественной
деятельности, и аккуратно переносят на свой стол.
Воспитатель показывает варианты оформления лошадок по
мотивам дымковской игрушки (реальные игрушки или рисунки, таблицы).
Предлагает детям рассмотреть дымковские узоры и сказать, какими красками
мастерицы расписывают игрушки. Дети отмечают, что все цвета яркие, нарядные,
праздничные - жёлтый, красный, оранжевый, синий, зелёный, есть немного чёрного,
но он используется для оформления таких деталей, как носик, глазки, копытца,
хвостик, грива.
Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что
узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные: «Много-много лет
назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, точками, кольцами,
прямыми и волнистыми линиями (пояснение сопровождается показом элементов).
Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других
мастериц - своих дочек и внучек, а те - своих дочек и внучек. И в наши дни
мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их
бабушки и прабабушки».
Воспитатель предлагает детям расписать своих лошадок
так, как это делают мастерицы дымковской игрушки. Ещё раз показывает варианты
оформления лошадок и поясняет последовательность работы:
- Сначала нужно взять тонкую кисточку и чёрной краской
очень аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, гриву и очень аккуратно -
кончиком кисточки - нарисовать глаза. Затем нужно очень хорошо промыть
кисточку и придумать узор из кругов и точек. Обычно все дымковские
лошадки украшены кругами и точками в разном сочетании
(предлагает рассмотреть игрушки или рисунки). Узор на лошадке идёт рядами
сверху вниз - по ногам (прослеживающий жест вдоль игрушки) и по туловищу.
Сначала нужно нарисовать все круги - это лучше сделать ватной палочкой. А
потом поставить точки - вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов
(сопровождающий жест).
Воспитатель выставляет схему, показывающую
последовательность работы, и предлагает детям приступить к работе. Советует
быть аккуратными, не забывать поворачивать игрушку и рисовать со всех Сторон.
После занятия. Дети оставляют лошадок на столе для
высыхания. Во второй половине дня из них можно составить коллективную
композицию «Карусель».