Задачи. Совершенствовать умение расплющивать исходную
форму (шар, овоид -«яйцо», конус,усечённый конус) и видоизменять её для
создания выразительных образов: прищипывать, оттягивать, вдавливать, рассекать
(делать насечки), дополнять налепами в виде полосок и пятен; предложить различный
инструмент и материалы для художественного оформления вылепленных раковин
(стеки, колпачки фломастеров, бисер, бусины, мелкие пуговицы); показать способ
изготовления двойной, закрывающейся раковины и обыграть этот образ - положить
«жемчужину» (например, красивую бусину или цветную конфету).
Предварительная работа. Беседа о моллюсках,
рассматривание раковин разных видов (перловицы, прудовика, катушки, лужанки,
приморских гребешков, устрицы, беззубки, жемчужницы, мидии, пинны и др.).
Сравнение, обследование и узнавание раковин с закрытыми глазами. Рисование
раковин с натуры. Слушание шума раковин.
Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин или
тесто (по выбору); стеки; бисер; пуговицы; бусинки. Раковины можно вылепить из
солёного теста, высушить в духовке и разрисовать - они будут как настоящие и
долго сохранятся. Неплохо получаются раковины из мягкого сдобного теста, их
можно испечь и устроить настоящий пир.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение А. Барто
«Раковина»:
Я раковину эту
В коробке берегу.
Она лежала раньше
В песке на берегу.
Мой дедушка с Кавказа
Привёз её с собой.
Её приложишь к уху –
А в ней шумит прибой,
И ветер гонит волны...
И в комнате у нас
Мы можем слушать море,
Как будто здесь Кавказ.
Дети рассматривают 3-5 разных раковин (натуру,
фотографии и рисунки).
Воспитатель проводит беседу о красоте и разнообразии
раковин. Уточняет представление детей о том, что раковины - это домики улиток
и некоторых других морских животных (моллюсков); в таких «домиках» можно
спрятаться от врагов и плохой погоды.
Педагог рассказывает восточную легенду о том, как
однажды над морем пролетал ангел, его слеза, упав в море, превратилась в
драгоценную жемчужину и обросла перламутровой раковиной.
Воспитатель начинает лепить и предлагает детям
угадать, какая из раковин служит в качестве натуры - т.е. выбрана для лепки.
Затем показывает обобщённые формы - прямую и боковую (катушку и прудовик),
спираль из цилиндра, овальный диск, сплющенный конус - и просит детей разложить
эти формы возле раковин (оригиналов) и сказать, что на что похоже (подобрать
пары). Уточняет, что сначала нужно постараться увидеть самые общие очертания,
вылепить форму - шар, «пряник» (полусферу), «лепёшку» (диск), или «морковку»
(конус) и только затем дополнять -вытягивать, закручивать, прищипывать, налепливать
детали или украшать каким-то другим способом - процарапывать стекой
(зубочисткой), ставить отпечатки колпачком фломастера. Раковины бывают объёмные
и почти плоские. Двухстворчатые плоские раковины состоят из двух частей, как
коробочка с крышечкой.
Во время объяснений и затем по ходу работы воспитатель
обращает внимание детей на некоторые особенности внешнего вида раковин и
необходимость поиска адекватных изобразительно-выразительных средств:
• раковины могут быть плоскими и объёмными,
одинарными или двойными (дети сами ищут способы лепки, а в самом конце занятия
можно посоветовать в двойные раковины-жемчужницы положить «жемчуг» - бусинку,
если раковина выполнена из глины, или ягодку, если используется сдобное тесто);
• край раковин бывает гладкий, волнистый или с
зубчиками, иногда очень длинными (в лепке это можно передать приёмами
сглаживания, прищипывания, оттягивания с заострением и т. д.);
• на поверхности раковин бывают узоры в виде полосок
или выступающих гребешков, которые располагаются по-разному: как веер или
круги на воде (оформить можно с помощью стеки или налепа-ми из тонких
пластилиновых жгутиков);
• поверхность раковин обычно не гладкая, а
шероховатая (можно приложить к лепной форме грубую фактурную ткань и тем самым
передать неровность, зернистость поверхности).
Дети, недавно посещающие детский сад, в лепке с натуры
стараются передать самую общую форму раковин. Остальным детям воспитатель
ставит задачу как можно точнее показать все особенности внешнего вида (общее
строение, детали, декор).
Выставка. Все раковины аккуратно размещают на дне
аквариума, наиболее удачные выставляют как музейные экспонаты в парах с
оригиналами.
После занятия. Игры в музей раковин и добычу жемчуга.
Пластилиновый спектакль по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка».
Чтение сказки Г.Р. Лагздынь «Хвастунья»:
В тихой заводи жила раковина-гордячка. При всяком
удобном случае она говорила:
- Я - перламутровая! Из моих раковин делают
перламутровые пуговицы. Поэтому и зовут меня перловицей. Я не какая-то там
катушка или прудовик, у которой и раковина - не раковина, а так себе, завитушка!
Я - двухстворчатая. К тому же у меня мягкая розовая нога. А мантия?! Какая
мантия на мне! Вы только взгляните!
Однажды, расхваставшись, перловица слишком широко
распахнула створки своей раковины. В это время по берегу шла серая ворона.
- Действительно, хороша на вкус! -каркнула ворона,
съев перловицу.
Старый замшелый рак вылез из-под коряги, грустно
покачал клешнями и назидательно сказал рачатам:
- Чтобы правильно поступать, надо иметь хотя бы
небольшую голову! А у перловицы её совсем не было.