Лепка декоративная рельефная. Листья танцуют и превращаются в деревья
09.05.2011, 22:17
Задачи. Вызвать у детей желание делать лепные картины.
Познакомить с техникой рельефной лепки. Предложить на выбор приёмы
декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание
стекой, кистевая роспись. Развивать чувство формы и композиции.
Предварительная работа. Подготовка пластины-основы для
рельефных композиций (2 способа).
1). Взять глину или размягченный пластилин, раскатать
скалкой (бутылкой) в пласт толщиной 0,5-1 см и нарезать на квадраты желаемого
размера, например, 10x10; 15x15; 20x20 см. Для удобства рекомендуем вырезать
квадрат из бумаги и пользоваться им как трафаретом - накладывать на
раскатанный слой и обводить стекой (спичкой, зубочисткой).
2). Подобрать какую-нибудь прочную основу в форме
квадрата, прямоугольника, круга или овала: керамическую плитку, дощечку,
картон или пластинку. Покрыть тонким слоем глины или пластилина -равномерно
размазать по поверхности, разглаживая влажной салфеткой (эту работу могут
сделать в свободное время; такое упражнение хорошо развивает мелкую моторику
обеих рук).
Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин (или
глина, солёное тесто), картонные или керамические формы для будущих лепных
композиций, стеки, салфетки.
Демонстрационный материал: календари, художественнее
открытки с изображением осенних листьев и деревьев.
Содержание занятия.
Воспитатель показывает детям изображения листьев,
вызывает эмоциональный отклик и предлагает такие красивые листочки не
нарисовать, а... слепить.
- Осенние листья такие разные! (Повторное
рассматривание изображений.) Давайте попробуем слепить такие же или придумаем
другие. Листок можно слепить вот так: скатать небольшой шарик, сплющить его в
лепешку, заострить, по бокам прищипить, положить на фон и слегка прижать всей
ладошкой. Посмотрите, получился листок. Сравним его с настоящим листочком.
Похож, только немножко отличается по цвету и пока без прожилок. Но это
поправимо. Сначала добавим цветных пятнышек, возьмём маленькие кусочки
пластилина жёлтого, оранжевого, зелёного цвета и аккуратно примажем к листочку.
А потом возьмём стеку и процарапаем прожилки - сначала самую толстую -сверху
вниз, а потом потоньше в стороны. Полюбуйтесь! Красиво? А сейчас приготовьтесь:
с этой картиной прямо у вас на глазах произойдут чудесные превращения. Вот
картина стоит у вас перед глазами (воспитатель размещает пластину с листочком
на мольберте или на доске).
Я беру кусочек коричневого пластилина, раскатываю
конус - длинную морковку - и прикладываю к листочку, плотно прижимаю. Как вы
думаете, во что превратился листок? Да, он превратился в дерево! Вы заметили:
форма листка напоминает крону дерева, а прожилки - ствол и ветки? Веточки
сейчас слеплю из жгутиков. Красиво! Посмотрите: ствол и веточки изогнулись
будто дерево танцует на ветру.
А теперь вы слепите свои листочки и превратите их в деревья.
По ходу занятия воспитатель предлагает детям, которые быстро справляются с
заданием, дополнить картину - слепить для дерева мелкие листочки, в уголках
сделать узор из ягодок и листочков.
В конце занятия педагог предлагает всем детям
полюбоваться лепными картинами друг друга и подумать, как и что ими можно
украсить (игровую комнату или спальню в детском саду, свою комнату дома и
пр.).