Задачи. Продолжать учить детей создавать и
трансформировать выразительные лепные образы скульптурным способом. Пояснить
связь между пластической формой и способом лепки. Учить планировать свою
работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной
величины, лепить последовательно. Показать приёмы оформления вылепленной
фигурки дополнительными материалами. Развивать воображение, чувство формы и
пропорций.
Предварительная работа.
Экспериментирование с разными пластическими материалами.
Материалы, инструменты, оборудование.
Материал по выбору педагога:
Глина, сдобное или солёное тесто или пластилин;
бусинки (мелкие пуговички) для глаз, дощечки или клеёнки для лепки, салфетки
бумажные и матерчатые, поворотный диск для сравнительного показа способов
лепки.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям сказку В. Кротова «Глиняный Ляп»:
- Был такой кусок глины по имени Ляп. Слепят из него
что-нибудь, а ему не нравится. Шлёпнется Ляп на пол - и снова становится куском
глины.
А потом он заметил, что всё глиняное обжигают. И тоже
забрался в печь. Стал твёрдым-твёрдым. Увидел мастер, что ничего из него
больше не вылепить, и сунул в ящик с обломками. Ох, как там было скучно!
Педагог спрашивает, как дети представляют себе
Глиняного Ляпа, и каким способом его лучше слепить. Уточняет, что такого
необычного персонажа лучше всего слепить скульптурным способом, не деля комок
глины (пластилина, солёного теста) на части. В этом случае наш Глиняный Ляп
легко сможет превращаться в кого угодно, и мы ему в этом поможем.
- Вот мой Ляп. Сейчас он выглядит как самый обычный
комок глины. Если я его раскатаю в шар и вытяну ножки, получится осьминог.
Снова сомну, раскатаю в колбаску, изогну - выйдет червячок. Опять сомну в
комок. Раскатаю, вытяну сначала голову, а потом хвостик, - получилась белка. А
вот так - петушок. Словом, мой Глиняный Ляп за одну минуту превращается в кого
угодно.
Вот ваши Ляпы. Помогите им превратиться в разные
предметы и существа.
-Начинаем лепить, только постараемся, чтобы наш
Глиняный Ляп вышел «как живой». Не забудем про глазки - их можно сделать из
бусинок или пуговичек.
Дети лепят Ляпа, превращая его по своему желанию в
разные предметы и существа. Воспитатель помогает советами, косвенными
вопросами, напоминает строчки текста, поощряет поиски и находки детей, отмечает
оригинальные приёмы.
В конце занятия воспитатель предлагает детям принести
Глиняных Ляпов на полянку или на площадку, чтобы они посмотрели, могут ли
превратиться друг в друга. Воспитатель советует разместить все вылепленные
фигурки так, чтобы им не было тесно, и они весело играли друг с другом.
После занятия. Лепка скульптурным способом разных
поделок из глины, солёного теста, пластилина, комочков ваты и мятой бумаги.
Психологическая игра «Лепёшка» с фишками из пластилина
для развития эмоциональной сферы и обучения детей адекватным способам
разрешения конфликтных ситуаций (эту игру используют в своей практике
психологи и психотерапевты многих стран мира). Игровое поле могут сделать сами
дети на занятии по аппликации, рисованию или в самостоятельной художественной
деятельности. Для игры понадобится обычный кубик с точками на гранях (его можно
слепить из пластилина). Основная цель игры - попасть на «Планету людей», пройдя
всю цветовую дорожку поля и получив разрешение для своей фигурки-фишки стать
человеком. Но в процессе игры эта цель уходит на задний план, т.к. ведущей
целью и содержанием игры становятся «живые» отношения друг с другом. Перед
началом игры все игроки выбирают для себя цвет «домика» (один из
четырёхугольников на игровой дорожке) и такого же цвета кусочек пластилина, из
которого лепят свою фишку. Фишки каждый игрок самостоятельно лепит из пластилина
выбранного цвета. Фишки - это любые фигурки (кроме человека!): животные,
растения, бытовые предметы, герои сказок или мультфильмов. Правила игры.
1. Все игроки по очереди бросают кубик и делают ходы
по цветовой дорожке, передвигая свои фигурки в соответствии с количеством
точек, выпавших на кубике.
2. Если фигурка попала в свой домик, она остаётся там
до следующего хода.
3. Если фишка-фигурка пришла в чужой домик, то она
старается вступить в диалог с фишкой - хозяином домика. Суть диалога состоит в
том, что хозяин пытается в чём-то обвинить пришедшую в его дом фигурку.
Фишка-гость, в свою очередь, вежливо извиняется, чтобы получить прощение от
хозяина дома.
4. Если фишка-хозяин домика принимает извинение, то
игра продолжается. В противном случае он имеет право наказать гостя: сломать
часть фигурки или всю её превратить в лепёшку.
5. Лепёшка или видоизменённая (сломанная) фигурка
передвигается на следующее поле. Она имеет право восстановить свой вид, когда
придёт в свой домик.
6. Зеркальные поля - это облака в конце игровой
дорожки. Они состоят из двух участков. Если целая фишка (не лепёшка) попадает
на зеркальное поле, она в этот ход просит разрешение стать человеком.
Если до зеркального поля доходит деформированная
фишка, у которой впереди нет своего домика, она остаётся на первом зеркальном
участке и восстанавливает свой прежний облик. С очередного хода она просит
разрешения стать человеком.
7. Когда фишка-фигурка просит разрешения стать
человеком, ведущий задаёт вопросы о том, каким будет этот человек, например:
«Кто по утрам будет убирать твою постель?», «Ты будешь добрым или злым
человеком?», «Как ты будешь помогать маме?», «Ты будешь драться?» и т.д.
Задача игрока - убедить ведущего в том, что он достоин стать человеком.
8. Если фигурке разрешают стать человеком, то игрок
имеет право слепить из неё фигурку человека, и фишка в новом облике может
перейти на «Планету людей». После этого игрок не имеет права никого обижать и
превращать в лепёшку, т.е. ведёт себя как воспитанный человек. В противном
случае (если фишка нарушает правила игры) фигурка «теряет человеческий облик»
и изгоняется с планеты людей. В новом (опять не человеческом облике) фишка
становится в начале игровой дорожки и начинает игру «с нуля».
|