Задачи. Вызвать интерес к экспериментированию с
пластическими материалами и художественными инструментами для передачи
особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя).
Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств (процарапывание,
обработка тканью грубой фактуры, прокалывание, отпечатки). Совершенствовать
технику скульптурной лепки.
Предварительная работа. Рассматривание изображений
птиц, зверей, рыб; беседа об особенностях покрытия их тела (шерсть и колючки у
зверей, перья у птиц, чешуя у рыб). Наблюдение за обитателями уголка живой
природы. Знакомство с образами разных животных в произведениях
декоративно-прикладного искусства, рассматривание предметов мелкой пластики.
Материалы, инструменты, оборудование.
Пластические материалы - пластилин, солёное или
сдобное тесто, глина; предметы для экспериментирования - разные стеки,
зубочистки, трубочки для коктейля, (соломинки), колпачки фломастеров и авторучек,
ткань грубого плетения или губки для мытья посуды; персонажи и атрибуты кукольного
театра «Теремок»; лепные фигурки зайчика, ёжика, птички, выполненные
воспитателем из пластилина.
Содержание занятия.
Воспитатель выставляет на столе или фланелеграфе
теремок (кукольный домик) и создаёт игровую ситуацию, импровизируя по мотивам
сказки «Теремок».
Стоит в поле теремок-теремок, Он не низок, не высок,
не высок. Как по полю, полю мышка бежит, У дверей остановилась и пищит: - Пик!
Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком
живёт?
Давайте и мы с вами посмотрим, кто живёт в этом
теремочке.
Показывает детям лепного зайчика и говорит: «Это я -
зайчишка-плутишка, вы не знаете, куда подевалась моя пушистая шубка? Я совсем
замёрз!»
- Что же нам делать? Как зайчику помочь? Воспитатель
берёт стеку и процарапывает короткие штрихи на его спинке, будто рисует
шёрстку. Показывает детям.
- Вот теперь наш зайчик опять щеголяет в тёплой,
мягкой, пушистой шубке.
Воспитатель показывает детям лепного ёжика без колючек
и говорит от его имени: «Я ёжик, ни головы, ни ножек! Но где же мои колючки?
Как я буду защищаться от лисы?» Воспитатель берёт зубочистку и делает проколы
на спинке ёжика, имитируя колючки. Показывает детям. Затем берёт несколько
зубочисток или трубочек для коктейля, разрезанных на части, и втыкает их в
спинку ёжика. Снова показывает детям, спрашивает, какая шубка ёжика им
понравилась больше, и предлагает придумать свои способы изображения колючек.
Воспитатель показывает детям лепную птичку и говорит:
«Я воробышек, чик-чи-рик, потерял свои перышки, чик-чирик!» Воспитатель
спрашивает детей, как можно помочь бедному воробышку и что с ним может
случиться без «одёжки». (Высказывания детей.)
Воспитатель показывает новые способы обработки
поверхности лепных изделий: прикладывает ткань грубого плетения (или жёсткую
губку), делает отпечатки колпачком фломастера. Затем предлагает детям
придумать, кто ещё живёт в этом теремке, - слепить и нарядить в подходящую
«одёжку».
После занятия. Свободное экспериментирование в уголке
изодеятельности или в изостудии с художественными материалами и инструментами.
|