Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Лошадки (веселая карусель)
11.05.2011, 08:40
Задачи. Уточнить представление детей о специфике
дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая
по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек
и спецификой декора - характерными элементами и цветосочетаниями. Создать
условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Формировать
обобщённые способы создания образов (лепка фигурок животных на основе
цилиндра).
Внимание: между занятиями по лепке и рисованию должно
пройти 2-3 дня, чтобы вылепленные игрушки успели подсохнуть.
Беседа о народных промыслах. Декоративное рисование в
альбоме для детского творчества «Дымковские игрушки».
Материалы, инструменты,оборудование. Глина,
поворотные диски, дощечки или клеёнки, стеки, салфетки бумажные и матерчатые.
У воспитателя - дымковская игрушка (лошадка), схема с показом способа лепки,
незавершённая модель для частичного показа изобразительной техники.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям рассказ К.Д. Ушинского
«Лошадка»:
Конь храпит, ушами прядёт, глазами поводит, удила
грызёт, шею, словно лебедь, гнёт, копытом землю роет. Грива не шее волной,
сзади хвост трубой, меж ушей -чёлка, на ногах - щётка; шерсть серебром
отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подкорки стальные.
- Садись и пошёл! За тридевять земель, в тридесятое
царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит.
- Сейчас мы с вами будем лепить лошадок, чтобы они
были такие же красивые: «шею, словно лебеди гнули, хвост трубой, грива по шее
волной, меж ушей - чёлка...»
Воспитатель предлагает детям ещё раз рассмотреть
дымковскую игрушку - лошадку (или её изображение) - и определить, каким
способом её лучше слепить. Уточняет ответы детей и советует попробовать
слепить лошадку так, как это делают народные умельцы.
- Сначала нужно создать исходную форму - цилиндр
(раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) примерно
на треть длины надрезаем стекой, оттягиваем образовавшиеся части и делаем из
одной части шею с головой, а из другой - ноги. Шею поднимаем вверх, немного
изгибаем, чтобы получилась голова. Ноги делаем из другой части: надрезаем
стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой
конец валика (цилиндра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой
же длины, как передние (см. рисунок). На основе такой формы можно создать
любую фигурку: лошадку, барана, козлика, корову, оленя и пр.
Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так,
чтобы получилась красивая лошадка: «Дети, давайте оформим вылепленную фигурку,
чтобы она стала красивой лошадкой. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем.
Гриву и хвост слегка оттягиваем и прищипываем». Можно усложнить детали,
вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву.
Воспитатель показывает основные способы лепки и
побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям
советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами.
Все вылепленные поделки объединяются в композицию.
Педагог сообщает, что на следующем занятии дети продолжат работу - будут
украшать вылепленные фигурки красивыми узорами.
Внимание!
Очень важно показать детям возможность создания
разнообразных образов на основе одной модели (формы и способа лепки). Множество
народных игрушек создаётся на основе одной модели. Эта модель в каждом конкретном
образе варьируется, изменяется, дополняется новыми деталями и обретает новый
облик. Так, например:
• если на шее слегка прищипить гриву, а сзади оттянуть
хвост, выйдет лошадка (можно усложнить детали, вылепив их отдельно: скатать
жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву);
• если мордочку затупить, рога сделать в виде
полумесяца, а к брюшку прилепить вымя-лепёшку, получится корова;
• если рога завернуть в виде кренделей или улиток,
появится круторогий баран.