Лепка по мотивам богородской игрушки. Косматый мишка
11.05.2011, 08:46
Задачи. Продолжать знакомить детей с произведениями
декоративно-прикладного искусства. Учить лепить медведя в стилистике
богородской народной игрушки (скульптурным способом с проработкой поверхности
стекой для передачи фактуры). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой
культуре и предметам народного искусства.
Предварительная работа. Знакомство с богородской
игрушкой, искусством резьбы по дереву.
Материалы, инструменты, оборудование.
Богородские игрушки (желательно, медведь), альбом
«Деревянные игрушки»; глина (или солёное тесто, или пластилин жёлтого,
коричневого, серого цвета), стеки, поворотные диски, клеёнки, салфетки
бумажные и матерчатые.
Содержание занятия.
- Дети, как вы думаете, что и как можно делать из
дерева? (Ответы детей.) В некоторых городах и сёлах и поныне живут мастера,
которые делают красивые вещи из дерева. В селе Богородском близ города Сергиева
Посада живут умельцы, которые с давних времён делают деревянные игрушки.
(Воспитатель показывает несколько игрушек.) Для изготовления таких игрушек
мастера используют древесину мягких деревьев - липы, ольхи, осины. Она легко
режется ножом и позволяет передавать даже самые мелкие детали (шерсть, перья,
щёки, когти). Сначала мастера работают топором - вырубают часть дерева,
необходимую по размеру, а потом ножом вырезают задуманную фигурку и передают
все детали.
Богородские игрушки - это фигурки, которые изображают
жителей села, барынь, гусаров, всадников, упряжки, а также домашних животных,
птиц и зверей. Мастера обычно изображают их за каким-¿4 то делом. Во многих
игрушках есть специальные приспособления, которые позволяют им двигаться
(чаще всего ручки (подвижные планки) с верёвочками и пружинки). Самые
популярные сюжеты связаны с любимым героем богородской скульптуры - медведем.
Обычно он выполняет какую-то работу - бьёт молотом по наковальне, наигрывает
на балалайке, играет в футбол и даже улетает в космос.
Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут
лепить медведя по сюжетам прочитанных сказок, и постараются лепить так, чтобы
медведь был похож на богородскую игрушку.
Богородские мастера вырезают свои игрушки из дерева с
помощью топора и ножа, а мы с вами будем лепить из глины (солёного теста,
пластилина) с помощью стеки. Лепить постараемся скульптурным способом - из
целого куска, не разделяя его на части. Этот способ позволит нам слепить игрушку,
похожую на настоящую скульптуру. (Частичный показ способа лепки.) А стека
поможет проработать мельчайшие детали так, как это делают настоящие мастера.
(Показ приёмов обработки поверхности для передачи фактуры - шерсти.) Стекой
можно надрезать или процарапывать поверхность вылепленной фигурки, чтобы стало
похоже на шерсть - меховую шубку медведя. (Сравнительный показ богородской
игрушки и фигурки, вылепленной и обработанной воспитателем.)
После занятия. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Учёный
медведь».
- Дети! Дети! - кричала няня. –
Идите медведя смотреть. –
Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось.
Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик
приготовился в барабан бить.
- А ну-ка, Миша, - говорит нижегородец, дёргая медведя
цепью, - встань, подымись, с боку на бок перевались, честным господам
поклонись и молодкам покажись.
Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с
ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.
- А ну-ка, Мишенька! - продолжает нижегородец. -
Покажи, как малые ребятишки горох воруют, где сухо - на брюхе; а мокренько -
на коленочках.
И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает,
будто горох дёргает.
- А ну-ка, Мишенька! Покажи, как бабы на работу идут.
Идёт медведь, нейдёт; назад оглядывается, лапой за
ухом скребёт.
Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец
сказал:
- А ну-ка, Миша! Теперича с ноги на ногу перевались,
честным господам поклонись, да не ленись, да пониже поклонись!
Чтение рассказа Г. Снегирёва «Медвежонок»:
Набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она
выгорела, но на чёрной земле уже росли блестящие листики брусники и кивал
головками иван-чай.
На краю были заросли малины. Я собирал малину, а
впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. Я решил узнать, что это за зверь.
Сел на пенёк и стал тихонько посвистывать.
Зверь сначала остановился и замер, а потом стал ко мне
подкрадываться.
Он думал, что я его не вижу, а верхушки малиновых
кустов шевелятся и его выдают.
Потом из куста высунулся чёрный нос и два глаза. Ну,
тут я его сразу узнал - это медвежонок.
Тогда я щепкой стал поскрипывать о пенёк, и нос
медвежонка всё вытягивался, вытягивался, как будто его тянули из куста.
Наконец весь вылез и стал меня обнюхивать. Обнюхал,
облизал ботинок, нашёл пуговицу и стал её сосать.
И тут я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это
медведица медвежонка ищет.
Хотел встать, а медвежонок в пуговицу зубами вцепился,
рычит и не пускает.
Вдруг медведица услышит, как он рычит, подумает, что
его обижают, и прибежит. А у меня даже ружья нет! Я скорее пуговицу оторвал и
отдал медвежонку, а сам бегом: медведице разве объяснишь, что я только поиграть
с ним захотел.