Задачи. Вызвать у детей интерес к изготовлению
подарков папам своими руками. Учить лепить посуду конструктивным способом,
точно передавая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением
предмета. Формировать интерес к истории своей страны и семьи. Воспитывать
заботливое отношение к близким людям.
Предварительная работа. Беседа о дне защитника
отечества, о папах и дедушках как «защитниках» семьи. Рассматривание разных
кружек фабричного производства с рисунками и вензелями.
Материалы, инструменты, оборудование. Глина или
солёное тесто (по выбору педагога), клеёнки или поворотные диски, стеки,
влажные матерчатые салфетки. Разные кружки фабричного производства с «мужскими»
элементами декора и вензелями. Азбука с письменными и печатными буквами для
вензелей.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям рассказ Г.Р. Лагздынь
«Дедушкина кружка»:
У всех есть чашки: у мамы, у папы, у бабушки.
На Таниной чашке нарисованы ягодки земляники.
А вот у дедушки чашки нет.
Пьёт он из большой эмалированной кружки.
- Дедушка, - говорит Таня, - я, как вырасту, куплю
тебе большую красивую чашку с ягодками. А хочешь, пей из моей?!
- Спасибо, внучка, - отвечает дедушка. - Есть
чашки-то! Вон сколько в шкафу дарёных стоят!
- А почему ты тогда пьёшь из старой кружки?
- Это целая история, - вздыхает дедушка. - Был у меня
друг-товарищ. Погиб мой товарищ от вражеской пули. Эта кружка моего друга.
Память.
- Он тебе её подарил?
- Оставил, внучка. Каждый день в руке держу,
вспоминаю.
- Давай, дедушка, - предложила Таня, -украсим кружку
твоего друга?
- А как? - спрашивает дед.
- Переведём картинку.
У всех есть чашки: у мамы, у папы, у бабушки. На
маминой чашке нарисована малина, на папиной - белый гриб, на бабушкиной -
брусника. На Таниной - ягоды земляники. А у дедушки, на эмалированной кружке -
красные гвоздики.
Затем педагог предлагает детям слепить кружки в подарок
своим папам и дедушкам. Обращает внимание детей на фабричные кружки,
поясняет, что у кружек (в отличие от чашек) высокие прямые стенки; оформление
разное - геометрический узор, животное, растение, здание и пр. Когда кружки
выбирают в подарок, учитывают возраст и интересы того человека, которого
поздравляют. Особый элемент оформления - вензель. Вензель - это красиво
исполненная буква - обычно первая в имени или фамилии.
Далее воспитатель показывает и поясняет детям способы
лепки кружки.
1-й способ (более простой). Сначала раскатываем
широкий валик (столбик), в котором делаем углубление указательным пальцем или
каким-либо бытовым предметом (стекой, палочкой для мороженого, ложкой), и
начинаем равномерно увеличивать форму, образуя пустой (полый) сосуд. При этом
стараемся сохранить заданную форму и равномерно вытянуть стенки, чтобы они
получились одинаково тонкими. Сглаживаем и выравниваем край. Уплощаем и
выравниваем донышко. Ручку делаем из отдельно вылепленного цилиндрика или из
половинки диска. Прикрепляем ручку и примазываем.
2-й способ (более сложный). Сначала лепим стенки
кружки: раскатываем цилиндр и сплющиваем его ладошками или на столе (равномерно
нажимая и постукивая кулачком), чтобы получилась лента (прямоугольник).
Сворачиваем ленту и аккуратно сглаживаем «шов», чтобы он не расходился и был
незаметным. Теперь делаем донышко: раскатываем шар и равномерно сплющиваем его
ладошками, чтобы получился диск (круг). Примеряем донышко - ставим на него
стенки кружки. Донышко должно быть чуть шире. Если донышко не выступает за
пределы кружки, расширяем его - сплющиваем ещё сильнее. Осталось соединить детали.
Это можно сделать по-разному: вставить донышко внутрь кружки (сверху) или
прикрепить снаружи (снизу) и разгладить место соединения. Прикрепляем красивую
фигурную ручку.
Готовую кружку очень хочется украсить. Украшением
может быть лепная картинка или узор (орнамент), идущий полосой по окружности
кружки. Такой орнамент называется ленточным. Для вензеля раскатываем длинный
жгутик и выкладываем из него букву на кружке так, будто выводим письменную
букву. Или же выкладываем печатную букву из нескольких жгутиков. Прежде чем
придумать оформление, вспомните, что любит ваш папа или дедушка, чтобы кружка
получилась с сюрпризом.
Дети лепят кружки, оставляют для просушки на
несколько дней.
После занятия. Воспитатель советует детям составить
красивые, ласковые, душевные поздравления и сказать их при поднесении подарка
устно или продиктовать для записи на открытке.
Чтение стихотворения Г.Р. Лагздынь:
Военная игра
Стою я у орудия:
- Бах-бах! - Везде огонь.
А рядом - киностудия!
А рядом - в мыле конь!
А рядом - кинокамера,
А с нею - младший брат.
Идёт в атаку армия,
А может быть, отряд! .
- Давай, снимай не мешкая!
На камеру! Снимай!
А брат толчётся пешкою,
Кричит: «Коня отдай!» |