Лепка сюжетная коллективная «Мы но луг ходили, мы лужок лепили»
11.05.2011, 09:00
Задачи. Учить детей лепить по выбору луговые растения
(ромашку, василёк, одуванчик, колокольчик, землянику, злаки, травы) и
насекомых (бабочек, жуков, пчёл, стрекоз), передавая характерные особенности
их строения и окраски; придавая поделке устойчивость (укреплять на подставке
или каркасе из деревянных или пластиковых палочек, трубочек, зубочисток, проволоки).
Формировать коммуникативные навыки. Развивать наблюдательность. Воспитывать
интерес к живой природе.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций,
репродукций, фотографий, изображающих весенний и летний луг; рассматривание
изображений луговых растений, эскизные зарисовки цветковых растений сухими
материалами (карандаши, уголь, сангина); беседа о луговых насекомых и
растениях; беседа о том, что делают на лугу взрослые люди (пасут коров,
лошадей, овец, ставят ульи для пчёл, косят сено, заготавливая корм для животных
и пр.), чем могут заниматься дети (любоваться цветами, рисовать, фотографировать,
помогать взрослым). Подготовка основы для лепной панорамы «Мы на луг ходили»
(деревянная дощечка или крышка от картонной коробки покрывается слоем
пластилина - зелёного, коричневого, жёлтого). Подготовка композиционной
основы (см. рисунок).
Материалы, инструменты, оборудование. Цветной
пластилин, стеки, дощечки, салфетки матерчатые и бумажные, бисер и мелкие
пуговицы (для изображения тычинок, украшения лепестков и оформления мелких
деталей насекомых - глазок, усиков, ножек); проволока, зубочистки, коктейльные
трубочки, палочки (для устойчивых и гибких стебельков).
Комплект технологических карт по лепке «Наш луг».
Книга «Мы лепили, мы играли» (автор Лыкова И.А.).
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение И. Сурикова:
Ярко солнце светит, В воздухе тепло, И, куда ни
взглянешь, Всё вокруг светло. На лугу пестреют Яркие цветы; Золотом облиты
Тёмные листы. Дремлет лес: ни звука, -Лист не шелестит, Только жаворонок В
воздухе звенит...
Воспитатель показывает детям 2-3 репродукции или
фотографии с изображением весеннего луга (например, А. Васильева), и
предлагает создать свой луг -красивый, зелёный с яркими цветами и разными
насекомыми. Этот луг украсит нашу группу и порадует родителей. Кроме того, он
послужит декорацией для спектакля или игры.
Воспитатель спрашивает детей, что растёт и кто живёт
на лугу и уточняет ответы (разные травы и цветы - ромашка, василёк, мак,
одуванчик...). Предлагает каждому ребёнку задумать и вылепить для общего луга
какое-нибудь растение и насекомое.
Дети рассматривают изображения луговых растений,
уточняя особенности их внешнего вида (строение и окраска лепестков, изгиб и
толщина стебля, форма листьев). На примере 2-3 цветов воспитатель показывает,
каким образом можно передать характерные особенности растения в скульптурном
образе (выбрать пластилин подходящего цвета, создать исходную обобщённую
форму венчика, моделировать характерные детали подходящим способом -
вытягивать и сплющивать лепестки или заострять и загибать...).
Показывает детям незавершённую панораму - основу
будущей композиции и помещает на неё несколько вылепленных заранее растений.
Обращает внимание детей на то, что цветы стоят на тонких ножках - стебельках,
но не падают. Дети высказывают свои предположения о том, как такого эффекта
можно добиться в лепке. Воспитатель уточняет ответы (нужно использовать каркас
- проволоку, палочку, трубочку, зубочистку - подобрать нужного цвета или
облепить пластилином).
Затем воспитатель размещает на панораме несколько
вылепленных заранее насекомых (жука, бабочку, гусеницу), некоторые части тела
которых исполнены из бытовых материалов - глазки из пуговиц и бисера, крылышки
из фольги и фантиков, усики из проволоки и спичек.
Воспитатель даёт установку каждому ребёнку лепить свои
фигурки, не похожие на те, что представлены на панораме и не повторяющие лепку
друг друга, потому что на лугу всё такое разное, каждый может найти и создать
что-то своё.
Дети выбирают материал и начинают лепить. Воспитатель
по ходу работы напоминает о необходимости использования каркаса для придания
устойчивости вылепленным поделкам; помогает вспомнить особенности того или
иного растения или насекомого, показывает изображения.
По мере изготовления лепных растений и насекомых дети
переносят их на общую панораму и устанавливают с помощью пластилиновых комков
и трубочек для коктейля. Рассматривают композицию, любуются, дополняют мелкими
деталями - вылепленными камешками, травинками, кустиками.
После занятия. Дети завершают оформление панорамы
«Наш луг»; лепят по своему желанию растения, насекомых и других мелких
животных (мышек, цыплят, лягушат).