Лепка сюжетная коллективная. Наш пруд (коллективная композиция)
09.05.2011, 21:55
Задачи. Познакомить детей со скульптурным способом
лепки. Учить оттягивать от всего куска пластилина или глины такое количество
материала, которое понадобится для моделирования шеи и головы птицы; свободно
применять знакомые приёмы лепки (вытягивание, загибание, прищипывание,
сглаживание пальцами или влажной тряпочкой) для создания выразительного
образа. Развивать чувство формы и пропорций.
Предварительная работа. Рассматривание изображений
водоплавающих птиц в энциклопедиях, книжных иллюстрациях, альбомах, календарях
и пр. Беседа о внешнем виде и образе жизни птиц, живущих в городе. Знакомство
со скульптурой малых форм (образы птиц и других животных). Создание панорамы
озера из фольги или зеркала.
Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, глина
или солёное тесто; бусинки или мелкие пуговички для глаз, матерчатые и
бумажные салфетки, стеки, поворотный диск, клеёнки, карточки с изображением
водоплавающих птиц (утки, лебедя, гуся).
Содержание занятия.
Воспитатель читает рассказ К. Д. Ушинского «Уточки»:
«Сидит Вася на бережку; смотрит он, как уточки в пруде
кувыркаются: широкие носики в воду прячут, жёлтые лапки на солнышке сушат.
Приказали Васе уточек стеречь, а они на воду ушли - и старые и малые: как их
теперь домой загнать? Вот и стал Вася уточек кликать: «Ути-ути-уточки!
Прожоры-тараторочки, носики широкие, лапочки перепончатые! Полно вам червячков
таскать, травку щипать, тину глотать, зобы набивать - пора вам домой идти!»
Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу переваливаются».
Воспитатель спрашивает детей, понравились ли им
Васины уточки, какие они, -как выглядят, как передвигаются. Предлагает самим
слепить свой пруд, на котором будут жить не только уточки, но и другие
водоплавающие птицы - гуси, лебеди и их птенцы. Показывает пруд, изготовленный
из зеркала или фольги, сообщает, что птицы будут здесь плавать и любоваться
своим отражением в воде.
Воспитатель знакомит детей с новым -скульптурным -
способом лепки.
- Дети, водоплавающие птицы имеют особое строение
тела, чтобы легко было плавать и летать. А лепить их лучше всего особым
способом - из целого куска пластилина (глины), не деля его на части. Так
создают свои скульптуры художники -скульпторы. Посмотрите: я беру кусок
пластилина размером с кулачок, разминаю его, чтобы он меня слушался, был мягким,
«послушным», податливым. Задумываю птицу, представляю себе, как она выглядит,
и начинаю лепить. Здесь у меня будет голова, а здесь хвост. От передней части
оттягиваю пальцами небольшое количество пластилина, но не отрываю, а сразу
начинаю лепить шею и голову -приподнимаю вверх, слегка изгибаю и закругляю.
Клюв у уточки широкий - вытягиваю немного пластилина и округляю. Рассматриваю
уточку со всех сторон. Вытягиваю хвостик и заостряю. Крылышки прорисую стекой.
Лапок не видно, потому что моя уточка поплывёт. Смотрите. (Воспитатель
помещает уточку на «зеркальный пруд».)
Как вы думаете, как бы я лепила птицу, если бы
задумала не уточку, а гуся или лебедя? Да, этих птиц можно лепить точно так
же, только постараться во время лепки передать особенности внешнего вида: у гуся
шея длиннее, чем у утки, и клюв с нашлёпочкой вверху; а у лебедя шея тоньше,
чем у гуся, и грациозно изгибается. Посмотрите, как моя уточка превратится сначала
в гуся, а потом в лебедя.
Воспитатель берёт вылепленную им уточку, вытягивает
шею, видоизменяет нос и показывает детям гуся. А потом ещё сильнее вытягивает и
изгибает шею, прищипывает крылья и показывает детям лебедя.
Уточняет, в чём особенность скульптурного способа
лепки, и предлагает детям лепить этим способом водоплавающих птиц, чтобы создать
панораму «Наш пруд».
По окончании занятия воспитатель спрашивает, кто кого
слепил, и удалось ли это сделать скульптурным способом, не отрывая кусочки
пластилина.
После зонятия.Чтение стихотворений о водоплавающих
птицах.