Задачи. Учить детей самостоятельно выбирать сюжет для
лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию
выразительных образов (промокшие под дождём животные). Объяснить связь между
пластической формой и способом лепки. Продолжать освоение скульптурного
способа (лепки из целого куска) путём вытягивания и моделирования частей;
предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы,
прорезание или процарапывание стекой).
Предварительная работа. Беседа о дожде и дождливой
погоде; рассматривание иллюстраций к литературным произведениям А. Барто
«Зайка», В.Сутеева «Под грибком».
Материалы, инструменты, оборудование.
Глина, стеки, дощечки или клеёнки для лепки, салфетки
бумажные и матерчатые.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Г.
Лагздынь:
Дождливый разговор
Дождь стучит с утра в окошко:
- Не ходи гулять, Антошка!
Не дойдёшь и до калитки!
Промочу до самой нитки!
Я из туч! Могуч! Всесилен!
Я не просто дождик! Ливень!..
Воспитатель предлагает детям вспомнить дождливую
погоду и представить, как выглядят и как ощущают себя животные во время дождя.
Обобщает высказывания детей: животным под дождём неуютно, прохладно, хочется
куда-нибудь спрятаться (под кустик, в норку); шёрстка намокла и прилипла, уши
прижаты; птицы сидят на мокрых ветках, нахохлившись, т.е. взъерошив мокрые
перья. Дети входят в образ и показывают, как зайчики сидят, съёжившись и
прижав уши, под мокрым кустом; как воробышки нахохлились, сжались в комочек
растопырили перышки.
- Сейчас мы с вами будем лепить животных, промокших
под дождиком. Лепить будем из глины - она такая же влажная, как шёрстка или
перышки промокших животных. Попробуем лепить туловище из целого куска глины,
не деля его на части, а потом добавим мелкие детали - ушки, хвостики.
Представьте себе животное, которое вам хочется
слепить. Скажите мне тихо-тихо, на ушко. (Воспитатель подходит к детям и
помогает определиться с замыслом.) Дети отбирают нужное количество глины и
начинают лепить. Воспитатель помогает детям индивидуальными советами и
наводящими вопросами («Как ты покажешь, что шёрстка у зайчонка намокла от
дождя? - Пригладь влажной салфеткой или мокрыми пальчиками. Прижми ушки
зайчонка к спине, чтобы в них не попали капельки дождя».)
А теперь поможем бедняжкам - промокшим животным,
спрятаться от дождя. Давайте слепим для них кустик, норку или гнёздышко.
После занятия. Воспитатель предлагает детям спрятать
промокших и озябших лесных зверушек под осенними листочками и читает детям
стихотворение Г. Лагздынь: