Задачи. Учить составлять несложную сюжетную композицию
из однородных объектов, различающихся по величине (собака и 1-2 щенка).
Показать новый способ лепки в стилистике народной игрушки - из цилиндра
(валика), согнутого дугой и надрезанного с двух концов. Учить анализировать
особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям.
Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.
Предварительная работа. Знакомство с внешним видом
разных пород собак (открытки, календари, альбомы, иллюстрации и пр.). Беседа о
собаках с опорой на опыт детей, в семьях которых живут эти животные.
Обсуждение вопроса о том, почему опасно подходить к собаке со щенком. Рассматривание
дидактической картины «Собака со щенком» из серии «Домашние животные».
Материалы, инструменты, оборудование.
Пластилин или глина, стеки, подставки, клеёнки,
матерчатые и бумажные салфетки.
У воспитателя поворотный диск, два цилиндра (валика)
разного размера для показа способа лепки, стека.
Содержание занятия.
Воспитатель показывает детям дидактическую картину
«Собака со щенком» или составляет композицию такого содержания из двух игрушек
собак, передавая взаимодействие между ними. Спрашивает, как можно назвать эту
картину или композицию. (Высказывания детей.) Уточняет и обобщает ответы
детей.
- Вы все верно заметили, что это собака со своим
детёнышем, потому что они разного размера; и ещё вы обратили внимание на то,
что собака и щенок играют (делают что-то ещё), потому что. они смотрят друг на
друга (бегут в одну сторону и пр.), собака подняла лапку, будто хочет
погладить щенка, а он радостно подпрыгивает и виляет хвостиком.
Давайте попробуем слепить композицию. Каждый из вас
слепит собаку и щенка, будто они вместе весело играют. Я покажу новый способ
лепки, который поможет нам слепить животных, похожих друг на друга, и
показать, как они двигаются. Посмотрите внимательно. Здесь у меня два цилиндра
(валика). Как вы думаете, почему два, и почему они разного размера?
(Высказывания детей.) Из большого валика я буду лепить собаку, а из маленького
- щенка.
Помните, как мы лепили весёлых человечков? Человек
ходит на двух ногах, поэтому мы размещали его вот так (вертикально). А собака
бегает на четырёх лапах, поэтому валик нужно повернуть вот так (переворачивает
валик в горизонтальное положение), согнуть дугой и надрезать с двух концов
стекой, чтобы получилось четыре лапы. Это туловище с лапками. Осталось
слепить голову и хвостик. Подскажите мне, как это лучше сделать? Далее
воспитатель действует по ситуации (вызывает ребёнка для показа способа или
уточняет ответы и показывает способ лепки сама). Щенка можно лепить точно так
же, как собаку, только из маленького валика. А как можно показать, что собака и
щенок играют? Воспитатель поднимает лапку собаки и опускает вниз, затем расставляет
лапы так, будто собака бежит, и комментирует движения.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать
цвет пластилина и слепить играющих собачек. Если кто-то из детей быстро
справится с заданием, можно предложить слепить ещё одного щенка. В конце
занятия воспитатель читает стихотворение и предлагает детям дать вылепленным
животным имена.
Имя
Есть у вас и у меня,
Есть у кошки и коня,
У свиньи и поросёнка,
У коровы и телёнка...
Лишь у нашего щенка
Нету имени пока!
(М. Пляцковский)
Воспитатель проводит с детьми беседу о домашних
любимцах и читает стихотворение А. Стеквашовой «Щенок»:
Как же я хочу щенка,
Но живого, не из плюша.
Чтобы пухлые бока
И торчком стояли уши.
Я бы так его любил,
Он меня любил бы тоже,
Я гулять бы с ним ходил
В день ненастный и погожий.
Я бы с рук его кормил,
Он бы мне лизал ладошку.
Я с сестренкой говорил -
Ей зачем-то нужно кошку.
Чтение рассказа А.Н. Толстого:
У Розки были щенки на дворе на сене. Розка ушла.
Дети пришли, взяли щенка и снесли на печку.
Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка
и выла возле печки. Дети сняли щенка и отдали Розке. И Розка снесла щенка во
рту на место.
Способ лепки животных из цилиндра с надрезанием стекой