Задачи. Учить детей создавать объёмные композиции
(натюрморты) из солёного теста. Совершенствовать изобразительную технику
(самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки). Развивать композиционные
умения - размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию
(крупные в центре или на переднем плане, мелкие сверху или сбоку).
Предварительная работа. Подготовка материала.
Солёное тесто. Смешать компоненты в таком соотношении:
на 150 г муки - 300 г соли, 3 ложки любого обойного клея (сухого), 100 мл воды
- мешать до получения крутого теста. В часть смеси добавить цветной краситель.
Хорошо сразу сделать несколько нужных цветов. Хранить тесто в полиэтиленовых
пакетах или пластиковых коробках с плотно закрывающимися крышками (кусок теста
каждого цвета в отдельном пакете) в холодильнике.
Поделки из солёного теста нужно очень хорошо высушить
в духовке при температуре 100-110 градусов. Это займёт довольно много времени
- 5-6 часов. Поделки из солёного теста похожи на настоящие кулинарные шедевры
за тем исключением, что их нельзя употреблять в пищу. Зато их можно покрыть
лаком и хранить много лет.
Заварное тесто. Тщательно смешать 300 г муки, 100 г
соли, 200 мл воды, 1 чайную ложку растительного масла. Переложить смесь в
кастрюлю и нагревать при постоянном помешивании на слабом огне до образования
плотного кома. Остудить тесто и хорошо вымесить руками. Для получения теста
разных цветов разделить сухую смесь на части, добавить в каждую пищевой
краситель желаемого цвета (или хотя бы порошок какао) и только потом смешивать
с водой. Хранить заварное тесто в холодильнике, поместив в плотные
полиэтиленовые пакеты или пластиковые коробки с герметичными крышками. Заварное
тесто можно использовать многократно.
Материалы, инструменты, оборудование.
Подготовленный заранее материал - солёное или
заварное тесто. Поворотные диски, дощечки или клеёнки, стеки (или заострённые
палочки), салфетки бумажные и матерчатые, тарелки пластиковые или керамические
для составления композиций.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение У. Рашид:
Прекрасен наш осенний сад:
В нём слива есть и виноград,
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши...
Мы утром рано в сад пойдём
И всех соседей позовём.
И солнышку помашем,
«Спасибо, осень!» - скажем.
Воспитатель сообщает детям, что из собранных в саду
фруктов и ягод можно составить красивый натюрморт, и поясняет, что натюрморт -
это композиция, составленная из цветов, овощей, фруктов и разных предметов
посуды.
Дети рассматривают красивый натюрморт из свежих
овощей или муляжей, который помещён на столе воспитателя или в центре комнаты,
если дети могут расположиться вокруг. Воспитатель предлагает детям не спеша
обойти натюрморт и рассмотреть его со всех сторон.
Затем воспитатель предлагает детям создать необычные
натюрморты - лепные. Показывает 2-3 варианта лепных картин. Объясняет задачу:
нужно распределиться на 4-5 групп (по желанию), сесть с разных сторон от натюрморта
и слепить его, как картину, прикрепляя вылепленные фрукты на картон или
выкладывая на тарелку. Для этого нужно обязательно договориться, кто что будет
лепить, чтобы натюрморт был, как настоящий. Помогает детям разделиться на
группы, выбрать основу (фон) и настраивает на обсуждение коллективного
замысла. Создаёт творческую проблемную ситуацию: показывает яблоко с румяным
бочком и спрашивает, как можно слепить такое яблоко? Варианты ответов
обсуждаются. Воспитатель показывает 2 способа создания двух- и трёхцветного
изображения (1-й способ состоит в том, что 2-3 комочка солёного теста разного
цвета соединяются в один и из него лепится задуманная форма; 2-й способ: форма
лепится из комочка одного цвета, а потом к ней примазывается небольшой комочек
другого цвета. Ещё раз напоминает, что с разных сторон натюрморт выглядит
по-разному.
В конце занятия воспитатель предлагает поставить
натюрморты на одном столе и рассмотреть их. Отмечает удачные композиции,
комментируя, например, таким образом: в этом натюрморте самые большие фрукты
(например, яблоки и груша) лежат посередине тарелки, а вокруг красиво
разместились более мелкие фрукты и ягоды (абрикосы, вишни и виноград).
После занятия. Чтение стихотворения В. Набокова «Кто
выйдет поутру?»: