Цель. Познакомить детей с рукотворным материалом — бумагой,
продемонстрировать им разнообразие бумаги по качеству и расцветке, рассказать
об использовании бумаги в жизни человека.
Предварительная работа.
Педагоги подбирают различные образцы бумаги, которые
должны быть аккуратно обрезаны. Для создания коллекции понадобится большой
альбом (для рисования или фотографий).
Методика работы.
Педагог вносит в группу образцы бумаги и раскладывает
их на столе. Предлагает детям рассмотреть их. Обращает внимание детей на их
разнообразие, после чего рассказывает: «Знаете, сколько на свете разных вещей
из бумаги! А сама бумага такая разная: есть гладкая, есть ворсистая (бархатная),
есть тонкая (почти прозрачная) и толстая, плотная (картон). (Педагог
демонстрирует образцы бумаги, предлагает детям подержать их в руках и найти
среди них гладкие, ворсистые и т. п.) Она разная, но называется одним словом —
бумага. А знаете почему?
Потому что всю бумагу делают из древесины (из дерева).
Долгий путь проходит дерево, прежде чем превратиться в бумагу. Его распиливают
на чурбаки, чурбаки разбивают на щепки, щепки варят в специальных растворах, и
получается бумажная масса. Специальные машины перемешивают эту массу, отжимают
из жидкой бумаги воду, отглаживают горячими валками (как утюгом) и сматывают в
огромные рулоны.
Качество бумаги зависит от обработки древесины: чем
больше с ней работают машины, тем лучше она становится.
И что же делают из бумаги, смотанной в рулоны? Как вы
думаете?» (Ответы-предположения детей.) Педагог обобщает ответы детей,
говорит о том, что из бумаги делают книги, тетради, газеты, журналы, обои,
которыми оклеивают стены в домах, дети из бумаги могут делать разные поделки,
игрушки, украшения.
Воспитатель предлагает детям сделать из образцов
бумаги групповую коллекцию. На глазах у детей и при их посильной помощи
педагог крепит образцы бумаги на страницы альбома или вкладывает их в
фотоальбом.
Впоследствии коллекция периодически пополняется новыми
поступлениями, которые приносят из дома воспитатели и дети. Работая с
коллекцией, дошкольники узнают разные свойства бумаги (бумага мнется, рвется,
мокнет в воде и т. п.). На основе полученных представлений о бумаге дети
формулируют правила обращения с вещами и предметами, выполненными из нее.
Периодически детям предлагаются игровые упражнения
типа «Что здесь сделано из бумаги?». Педагоги предлагают назвать все предметы и
объекты, сделанные из бумаги в кукольном уголке, раздевалке, музыкальном зале,
методическом кабинете и т. п., при этом просят детей назвать, из какой бумаги
сделаны найденные ими предметы.
Организация выставки «Моя коллекция»
Цель. Расширять кругозор детей, формировать у них
умение общаться с людьми, вступать с ними в контакт, поддерживать беседу.
Предварительная работа. Педагог в начале учебного года
выясняет у родителей и сотрудников детского сада, кто из них увлекается
коллекционированием. Для детей пятого года жизни содержание коллекций должно
быть несложным (изделия народно-прикладного искусства, коллекция ложек,
коллекция ручек, коллекция игрушек из киндер-сюрпризов и т. п.). Более сложные
по содержанию коллекции оставьте до следующего года.
Воспитатель заранее договаривается с родителями или
сотрудниками детского сада о времени организации выставки «Моя коллекция».
Накануне открытия выставки создается экспозиция в
группе или в отдельном помещении, которую можно подготовить после ухода детей
домой либо в тихий час.
Примерная последовательность проведения выставки.
Знакомство с гостем и торжественное открытие выставки
(можно с перерезанием ленточки).
Рассказ гостя о своей коллекции (что собирает, почему
собирает, что интересного несут в себе экспонаты коллекции).
На память об этой встрече гость что-нибудь дарит
детям. Дети благодарят его и прощаются с гостем. |