Цель. Продолжать учить детей анализировать игрушку по
схематическому изображению, выделять составные части; закреплять умение
самостоятельно создавать схему поэтапного изготовления игрушки;
обогащать знания детей о возможностях комбинирования материала;
воспитывать волю, настойчивость при выполнении задания, уверенность в
своих возможностях; формировать устойчивый интерес к данному виду труда,
укреплять желание трудиться.
Материал и инструменты: желуди, лесной орех,
каштан, ракушки с просверленными маленькими отверстиями, короткие ветки и
спички, проволока, пластилин, тушь, деревянный брусок, шило, нож (для
воспитателя), кисточка.
Ход работы.
Занятие начинают с прослушивания
«Песенки Чебурашки» на пластинке. У детей спрашивают: чья эта песенка?
Как они относятся к Чебурашке? Хотят ли они смастерить такую игрушку?
Воспитатель выставляет на учебной доске модель
(схематический рисунок) поделки. Отвечая на его вопросы, дети определяют
части игрушки, характерные особенности внешнего вида, размышляют о
возможных вариантах использования материала.
Затем воспитатель сообщает, что сегодня они не
будут вместе анализировать этапы работы над игрушкой. Он только нарисует
схему последовательности действий на доске, а они сами разберут, что
надо сделать на первом этапе, на втором и т. д. Педагог рисует схему,
дети ее рассматривают, соотносят с моделью игрушки и материалом, затем
перерисовывают на свои листы бумаги (см. схему). В результате
анализа дети должны уточнить, что на первом этапе подбирают материал для
туловища, головы и плюски для туфель, с тем чтобы сначала сделать все
операции шилом. Для туловища выбирают крупный желудь, отделяют чашечку,
шилом делают в верхней его части отверстия для крепления головы и рук,
затем прокалывают по одному отверстию с правой и левой стороны для ног.
Крупный лесной орех (или каштан) подойдет для головы. В верхней его
части шилом накалывают отверстие для соединения с туловищем и по два
отверстия по бокам для ушей. Проколы делают и в четырех плюсках, которые
используют для рук и ног игрушки.
На втором этапе плюски-руки присоединяют к
желудю-туловищу. Для этого их прокалывают тонкой проволокой, а затем
свободно опускают чашечки. Для рук можно использовать также земляные
орехи. Плюски-ноги целесообразно набить пластилином (для устойчивости
игрушки). После этого скрепляют чашечки-ноги и туловище короткими,
заостренными с обоих концов веточками или спичками, воткнув их в
отверстия желудя и плюски, плотно прижав к желудю, чтобы не было видно
соединительных веточек или спичек.
Затем изготавливают голову. На орехе нужно
нарисовать лицо Чебурашки, уши — это две ракушки; их приделывают так:
тонкой проволочкой прошивают два отверстия в лесном орехе, а
предварительно в каждой ракушке были просверлены маленькие отверстия.
Привязанные уши-ракушки как бы висят и придают игрушке смешной вид. Уши
можно сделать также из плюсок желудя.
Когда голова игрушки будет готова, ее соединяют с
туловищем. Для этого очень короткую веточку или спичку заостряют с обоих
концов и вставляют в верхнее отверстие желудя и нижнее отверстие ореха
так, чтобы шеи почти не было видно. Это последний, четвертый этап
работы.
После того как дети запомнят последовательность
изготовления игрушки, можно приступить к ее созданию. Готовые поделки
ставят на стол воспитателя, рассматривают их и оценивают, отмечая
достоинства и недостатки. Педагог следит, чтобы критические замечания
ребят делались в доброжелательном тоне.
|