Цель. Формировать устойчивый интерес к работе с
ракушками, красивым и своеобразным природным материалом, познакомить с
новыми видами ракушек — венус и тапес; формировать навыки анализа;
закреплять умения контролировать каждый этап своей деятельности,
соотносить его результаты с намеченной целью.
Материал и инструменты: две одинаковые по форме
небольшие ракушки тапес, донакс, кардиум, три ракушки венус (две мелкие,
одна средняя), по одной ракушке зебрины, биттума и мидии, два кусочка
разбитой ракушки, соломинки, клей, лак, карандаш, кисточка, дощечка.
Ход работы. Дети обнаруживают на столах новые,
неизвестные им ракушки — венус, биттум и тапес. Педагог сообщает им
названия ракушек, рассказывает об особенностях обитания этих моллюсков,
вызывает интерес к такому материалу, восторгается причудливостью формы,
цвета. Воспитатель спрашивает ребят: «Что напоминают эти ракушки? Что
можно из них сделать? Для какой игрушки можно использовать венус? тапес?
биттум?»
Затем сообщает цель занятия и на учебной доске
помещает модель (схематичный рисунок) будущей игрушки — дикой птицы. С
помощью модели дети определяют части игрушки, называют материал, из
которого ее можно сделать, говорят о способах изготовления поделки.
Определяют этапы работы и рисуют последовательность их осуществления
(см. схему к рис. 29).
На первом этапе, как и на предыдущих занятиях,
заготавливают части поделки — голову и туловище. Для этого берут по две
ракушки кардиума и тапеса, смазывают края клеем, плотно соединяют и
склеивают.
На втором этапе приклеивают глаза — маленькие
кусочки ракушек и клюв из небольшой заостренной ракушки биттума. Затем
голову приклеивают к шее — ракушке зебрины.
На третьем этапе к туловищу приклеивают крылья из
ракушек донакса. В центре деревянной подставки в заранее намеченных
карандашом местах приклеивают две лапки из маленьких ракушек венуса, к
ним приклеивают туловище (как бы ставят на них).
На последнем этапе голову и шею соединяют с
туловищем, прикрепляют хвост из ракушки венуса среднего размера. После
анализа последовательности работы и схематичного обозначения ее этапов
дети приступают к созданию поделки. Педагог обращает их внимание на
необходимость соблюдения правил соединения частей игрушки, напоминает
условия прочного скрепления.
После завершения работы педагог предлагает
дополнить игрушку небольшим сюжетом. Для этого на подставке приклеивают
одну ракушку мидии среднего размера с естественными наростами, которые
будут изображать корм птицы; здесь же, в углу, укрепляют несколько
соломинок. После этого всю игрушку покрывают лаком.
Законченные работы выставляют на панно. Дети
привлекаются к оценке поделок товарищей. Педагог хвалит ребят и особенно
тех, кто проявлял настойчивость и был старателен.
|