Цель. Познакомить детей с ракушками гелицеллы; закрепить
навыки работы с новым природным материалом; развивать самоконтроль в
процессе выполнения задания; воспитывать устойчивый интерес к работе с
ракушками.
Материал и инструменты: шесть ракушек кардиума
(одна двустворчатая, одна большая, две средние и две маленькие), две
ракушки гелицеллы, небольшой обломок ракушки, клей, лак, кисточки.
Ход работы
Воспитатель знакомит детей с новым
видом ракушек — гелицеллой, рассказывает о животном, об особенностях его
строения, образе жизни, среде обитания, обращает внимание на
своеобразие его формы, цвета. Спрашивает, что напоминает эта ракушка,
что из нее можно сделать.
Затем сообщает тему занятия и спрашивает ребят, кто
из них видел филина и что он может рассказать об этой птице. На учебную
доску вывешивают схематичный рисунок игрушки филина и с его помощью
определяют части поделки, материал, который можно использовать для ее
изготовления, основной прием работы.
После такого предварительного анализа приступают к
выделению этапов работы и их схематическому изображению. Дети
привлекаются к активному обсуждению хода работы, обоснованию
необходимости изготовления игрушки в установленной последовательности.
На первом этапе укрепляют туловище к подставке. Для
этого двустворчатую ракушку кардиума склеивают верхней частью основания
с подставкой (большой ракушкой кардиума), чтобы игрушка была
устойчивой, а две маленькие ракушки кардиума располагают симметрично с
двух сторон туловища — это крылья.
На втором этапе из двух ракушек кардиума среднего
размера мастерят голову птице. Их склеивают таким образом, чтобы
заостренная часть заходила одна за другую.
Затем в углубление вставляют две ракушки гелицеллы
одинакового размера, они закрывают образовавшееся пространство и
изображают глаза филина. Клюв — маленький обломок ракушки — приклеивают
между двумя гелицеллами. Завершают изготовление игрушки соединением
головы с туловищем.
Воспитатель после анализа и схематической зарисовки
хода работы подчеркивает, что филина мастерят в четыре этапа. Теперь
можно приступать к работе. В процессе труда педагог помогает каждому
ребенку, поддерживает стремление каждого воспитанника достичь хорошего
результата. Готовые игрушки можно покрыть лаком.
В старшей группе работа с ракушками заканчивается
изготовлением пяти игрушек. Навыки работы с этим интресным материалом
можно закрепить на занятии по замыслу. Воспитатель поддерживает
самостоятельность ребят, их инициативу, выдумку в оформлении поделок. На
этом занятии они могут мастерить любую полюбившуюся им игрушку или
задумать новую.
|