Цель. Познакомить детей с новым природным материалом —
соломой, ее особенностями; учить мастерить игрушки из соломы;
формировать навыки работы с соломой; воспитывать доброжелательные
отношения детей.
Материал и инструменты: солома, цветные лоскутки, нитки или проволока, краски, ножницы, кисточка.
Ход работы. Воспитатель показывает детям игрушки,
сделанные из соломы, и спрашивает, из какого материала они сделаны;
уточняет, что солома является очень удобным и доступным материалом для
работы; показывает пучки очищенной соломы, дает возможность потрогать ее
руками, ощутить гладкую поверхность, полюбоваться цветом, вызывая
желание работать с этим материалом. (Солому для поделок дети собирают во
время экскурсии на поле после уборки урожая.) Воспитатель спрашивает
ребят, хотят ли они сделать игрушки из соломки, и предлагает посмотреть,
как делается кукла. На данном занятии воспитатель использует метод
показа и анализа процесса изготовления игрушки. В дальнейшем на такого
рода занятиях можно усложнить анализ, показывая детям сразу готовую
игрушку или ее рисунок.
Игрушку выполняют из одного пучка соломы и
проволоки. Для этого солому одинаковой длины собирают в пучок (не толще
4–6 см), сгибают пополам и, немного отступив от верхушки (приблизительно
2 см), пучок перехватывают несколько раз крепкой ниткой или тонкой
медной проволокой. Это голова. Затем с обеих сторон пучка отделяют по
небольшой его части соломинок для рук, концы обрезают и перетягивают
ниткой. Талию куклы перетягивают крепкой ниткой, а низ пучка расправляют
— получается юбка.
Лицо куклы рисуют краской. Воспитатель обращает
внимание ребят на то, что в зависимости от оформления куклы могут
получаться разными: бабушка, девочка, например Машенька. На голову этой
куклы можно надеть шляпку (чашечка крупного желудя, колокольчик
какого-либо цветка), повязать косынку, затем надеть платье, заплести
косу, дать в руки корзиночку. Фартук куклы-девочки лучше сделать
коротеньким и более яркой расцветки. Сама кукла должна выглядеть тоньше
по сравнению с куклой-бабушкой.
Кукла-бабушка (рис. 40) повязана платочком, на ней
длинный фартук из неяркой материи. Эту куклу надо делать из более
толстого пучка соломы, чем куклу-девочку.
Для крепления (перевязывания) частей — шеи, рук,
талии — можно использовать солому (или липовые мочала) с пропущенной
через нее проволокой.
После того как дети усвоят последовательность изготовления игрушки, они приступают к осуществлению своих замыслов.
В ходе работы воспитатель уточняет отдельные этапы
процесса труда, помогает детям собирать солому в пучки, чтобы все
соломинки прилегали одна к другой.
Наиболее сложный этап работы — отделение соломы от
общего пучка для рук, перетягивание ее ниткой (проволокой) для
изготовления головы, туловища. Здесь воспитатель может использовать
метод пассивных движений. Кроме того, он организует взаимопомощь детей
при стягивании ниткой пучка соломы. Это дает возможность каждому
добиться желаемого результата.
Готовые поделки анализируются и оцениваются. Воспитатель отмечает тех детей, которые помогали товарищам во время работы.
|