Цель. Укреплять у детей интерес к работе с берестой,
совершенствовать навыки работы с данным природным материалом;
формировать уверенность в своих возможностях; воспитывать дружеские
взаимоотношения детей, оказывая помощь тем, кто в ней нуждается.
Материал и инструменты: береста (вымоченная в соленой воде), выкройки, катушки от ниток, проволока; ножницы, кисточки.
Ход работы. Детям предлагают рассмотреть модель
будущей игрушки, выделить части машины, детали, определить особенности
природного материала, из которого можно мастерить игрушку. Воспитатель
просит ребят подумать и сказать, как можно сделать каждую часть игрушки.
Объясняет детям основной принцип изготовления кабины, мотора, кузова
машины.
Все эти части делаются по принципу изготовления
коробки. Педагог напоминает детям, что на занятиях по конструированию
они уже пользовались этим способом. Затем показывает, как делается
кузов. В квадрате (или прямоугольнике) бересты с двух противоположных
сторон делают надрезы (как показано на рисунке) и по их направлению
прямоугольник сгибают, концы его склеивают или скрепляют проволокой.
После частичного объяснения взрослый предлагает детям самостоятельно
определить этапы работы над игрушкой.
Педагог помогает ребятам выстроить четкую цепочку
действий. В самом начале этой цепочки будет подбор бересты и заготовка
деталей для машины. С помощью выкройки из бересты вырезают два
прямоугольника для кузова и кабины, две полоски для мотора. На втором
этапе мастерят коробки. Как делать кузов, воспитатель уже объяснял
детям.
Мотор делают из двух бездонных коробов, один из
которых больше, а другой чуть меньше. Для этого берут две полоски коры,
складывают их пополам так, чтобы ширина была равна длине (2–3 см), затем
склеивают. Делается это так: маленький короб вставляют в большой таким
образом, чтобы получился закрытый кубик. Кабину выполняют по этому же
принципу: изготавливают бездонный короб, только при склеивании
оставшуюся бересту не срезают, ее смазывают клеем. Затем из готовых
коробков собирают машину: устанавливают мотор — кубик, его склеивают,
после чего склеивают кабину и кузов игрушки.
Колесами служат катушки. Через них пропускают
проволочки, на которые прицепляют колеса-катушки. Так обеспечивается их
свободное вращение.
Все этапы проанализированы, теперь можно мастерить
игрушки. Готовые поделки оцениваются, с ними ребята играют. Воспитатель
предлагает подарить несколько машин малышам. Пусть они порадуются.
|