Цель. Учить детей использовать различный природный
материал (желуди, шишки, мох, веточки и др.) для изготовления оленя;
познакомить с новым типом образца — моделью игрушки и способом наглядной
фиксации этапов работы над поделкой в виде схемы последовательности
действий; развивать умение соединять части игрушек при помощи
заостренных веточек (или спичек); продолжать закреплять навыки работы с
шилом; воспитывать внимательность и старание в работе.
Материал и инструменты: желудь, еловые шишки,
спички, веточки, сосновая хвоя, мох, клей, краски, картон, деревянная
дощечка, шило, нож (для воспитателя), кисти, листы бумаги, карандаши.
Подготовка к работе. Воспитатель ножом заостряет с
обоих концов спички для ног и хвоста игрушки, для соединения ее частей,
мелко режет сосновую хвою. Затем все это раскладывает на столах вместе с
другими природными материалами.
Ход работы.
Работа над поделкой начинается с
анализа рисунка игрушки, выделения отдельных ее частей. Затем
воспитатель рисует на доске модель игрушки и предлагает детям нарисовать
такую же модель у себя на листках бумаги.
Дети рассматривают модель и выделяют части игрушки.
Педагог предлагает им рассказать о последовательности работы. Сообщает,
что теперь он не будет показывать, каким образом изготавливается
игрушка, а чтобы запомнить порядок действий, они будут рисовать схему
поэтапного изготовления игрушки; объясняет и показывает, как создается
на бумаге такая схема: для обозначения частей поделки используют
геометрические формы, каждый этап работы обозначают рамкой, а стрелками
указывают, с какого этапа надо начинать и каким заканчивать работу. По
ходу обсуждения последовательности работы над игрушкой на доске
вычерчивают наглядное изображение процесса работы, дети у себя на
листках бумаги рисуют такую же схему, которую впоследствии используют
как план (см. схему к рис. 20), затем приступают к созданию игрушки.
Для головы оленя берут желудь, делают в нем шилом
три отверстия: два сверху, в них вставляют разветвленные веточки — это
рога, и одно снизу, в которое вставляют спичку, заостренную с обоих
концов для соединения головы с шеей. Затем выбирают две еловые шишки:
одну большую для туловища, другую меньшего размера и короче для шеи.
Сделав в них шилом по отверстию, вставляют в Отверстие большой шишки
спичку, на нее плотно насаживают маленькую шишку, соединяя таким образом
туловище с шеей. После этого в шишке-туловище делают еще пять таких же
отверстий — четыре для ног и одно для хвоста — и вставляют в них спички.
В верхней части шишки-шеи также делают одно отверстие и соединяют
спичкой с головой оленя. Мордочку можно нарисовать красками или цветными
карандашами.
Воспитатель следит за тем, чтобы вся работа шилом
выполнялась на специальной дощечке, напоминает детям о правилах
пользования инструментом и экономном расходовании материалов.
Полезно предложить ребятам подумать и ответить на
вопрос: что нужно изменить в игрушке, чтобы олень не стоял, а бежал или
шел? Какие еще можно внести изменения? Обязательно нужно похвалить тех,
кто догадался, как сделать фигурку оленя более выразительной, как можно
изменить положение ног: если ноги оленя прямые — он стоит, а если
изогнутые — он бежит или идет; голова может быть опущена, запрокинута,
слегка повернута в сторону.
Игрушки готовы, можно оценить свои поделки,
посмотреть, у кого олень получился лучше. Воспитатель хвалит детей за
старание, фантазию, обращает их внимание на то, что они мастерили
игрушки по самостоятельно нарисованному плану, отмечает, как удобно
работать по схеме.
|