Цель. Учить изготавливать каркас, обтягивать его соломой
для получения игрушки; закреплять навыки коллективной работы;
формировать умение ставить общую цель, а также доброжелательные
отношения между детьми; способствовать дальнейшему развитию умений
самостоятельно создавать схему поэтапного изготовления поделки.
Материал и инструменты: проволока, солома, веточки,
желудь, семена зорянки, пластилин, бумага, стека, ножницы, карандаш,
кисточка.
Ход работы. Занятие начинается с беседы о жизни
людей Севера. Все вместе уточняют, что для жителей снежного края любимым
животным является олень. Для них олень — это и тепло, и еда, и
транспорт. Затем воспитатель предлагает ребятам сделать игрушечного
оленя. Показывает рисунок-образец и объясняет, как, в какой
последовательности мастерят оленя. Педагог договаривается с детьми, что
он будет объяснять принцип работы на каждом этапе, а они следом за
объяснением должны рисовать схему поэтапного изготовления поделки.
Знакомит с новым понятием «каркас», объясняет, какую роль он выполняет. С
каркаса и начинают дети работу.
Четыре отрезка утолщенной гибкой проволоки
одинаковой длины используют для изготовления передних и задних ног. Для
головы, шеи, туловища берут такую же проволоку, только немного длиннее.
Каждую проволочку сгибают пополам, их концы соединяют между собой.
Каркас готов. Теперь его обтягивают соломой. (Воспитатель проверяет,
чтобы дети отметили на схеме переход к новому этапу.) Сначала делают
голову и шею, затем передние ноги. Пучок соломы (покороче) складывают
пополам и надевают на переднюю часть каркаса, перевязывают посередине
шеи, чтобы получились передние ноги — вверху, внизу и у основания сгиба.
На следующем этапе завершают обтягивание каркаса
соломой. Длинный пучок накладывают на вторую часть каркаса, обкручивают
проволокой переднюю и заднюю часть туловища (там, где происходит его
разделение на задние ноги и хвост). Задние ноги и хвост перетягивают
проволокой в двух местах — снизу и сверху. Уши оленя вырезают из
скорлупы желудя, их вставляют по бокам головы, глаза делают из семян
зорянки и пластилина (или только из пластилина). Рога мастерят из сухих
веточек, концы которых вставляют между соломой на голове.
Объяснив детям принцип изготовления игрушки,
воспитатель проверяет, как они построили схематическое изображение
последовательности работы, сколько выделили этапов. Если этапов
получилось больше (или меньше), чем на схеме воспитателя, то это не
считается ошибкой. Важно сохранить принцип изготовления поделки и
отразить его в схеме (см. схему).
В ходе работы воспитатель помогает каждому ребенку
сделать поделку. При необходимости использует метод пассивных движений,
частичный показ на своем образце. Готовые игрушки анализируют и
оценивают.
|