Задачи. Учить детей создавать сюжетные композиции из
природного материала -засушенных листьев, лепестков, семян; развивать чувство
цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе,
вызвать желание сохранять её красоту в аранжировках и флористических
композициях.
Предварительна работа.
Экскурсия в парк для сбора осенних листьев и наблюдений
в природе, беседы на тему осени; чтение стихотворений А.С.Пушкина на осеннюю
тему; дидактические игры «С какого дерева листок?», «Одинаковые-разные»;
речевые игры «Скажи, какой (какая, какое)», «Подбери красивое слово»; экспериментирование
с природным материалом для пробуждения художественных ассоциаций «На что похож
листок?». Внимание: листья нужно заготовить заранее и просушить (прогладить
утюгом через газету или выдержать 3-5 дней в старом журнале).
Материалы, инструменты, оборудование, красивые по
форме и окраске листья разных деревьев и кустарников (клён, берёза, ива, дуб,
рябина, шиповник), трав, лепестки цветов, семена (крылатки клёна и ясеня,
семечки подсолнечника, тыквы, арбуза); цветной картон или бархатная бумага для
основы (фона) композиций; клей; клеевые кисточки; калька; пинцеты; салфетки
матерчатые и бумажные.
Варианты композиций из засушенных осенних листьев
(портреты, букеты и сюжеты).
Содержание занятия.
Дети рассматривают разложенные на столе красивые
осенние листочки, любуются, описывают их «красивыми» словами; вспоминают, как
они гуляли в парке, собирали листья, шуршали ими, а потом рисовали и лепили.
Воспитатель спрашивает детей, не хотят ли они
сохранить красоту листопада и как это можно сделать. Ответы детей обсуждаются.
Педагог подводит детей к идее создания картин из осенних листьев. Показывает
варианты картин с простыми сюжетами (например, «Зайчик нашёл морковку»,
«Птичка летит и машет крылышками», «Цветок радуется солнышку»). Объясняет
особенности изготовления необычных картин: сначала нужно представить себе
картину (кто или что на ней будет), затем выбрать подходящие листочки,
составить картину из листьев на отдельном белом листе и только затем наклеивать
их на цветной картон или бархатную бумагу, начиная с крупных деталей (туловище
животного, крона дерева).
Дети самостоятельно выбирают материал и составляют
картины по замыслу. Педагог помогает определиться с цветом и форматом фона,
предлагает поэкспериментировать, прикладывая листочки разного цвета к
выбранному фону и сравнивая цветосочетания; подсказывает, что маленькие и
хрупкие листья можно брать пинцетом.
Картины из листочков помещаются на выставку. Во второй
половине дня проводится экскурсия в «музей необычных картин», где дети
рассказывают о понравившихся сюжетах.
После занятия. В самостоятельной художественной
деятельности (вне занятий) можно предложить детям составить аранжировки из
природного материала, например, «Портрет осени» или «Дары осени».
Потрет осени
Эту тему можно раскрыть буквально или же абстрактно на
уровне символа. В первом случае нам понадобится зеркало или поднос (блюдо)
овальной формы -это «лицо» будущей Осени. Подбираем всевозможные природные
материалы -листья, цветы, ветки, колоски, шишки, ягоды, фрукты, овощи, кисти
рябины и пр.
И начинаем создавать портрет. Начать лучше с причёски.
По краю зеркала (подноса) выкладываем колоски или ветки берёзы или ивы, будто
это волосы. Переходим к лицу, все черты которого создаем из целых листьев и
плодов или их частей. Например, глаза - сливы или цветы, губы - кусочек яблока
или листок, перерезанный пополам. Украшаем причёску короной или шляпкой опять
же из природных материалов. Делаем серёжки и ожерелье или бусы из ягод. Портрет
готов. Если такой портрет сделать как аппликацию на ткани или дереве, его
можно повесить на стену. Абстрактный портрет Осени может напоминать лоскутное
одеяло, если мы составим на плоской основе свободную композицию из листьев,
плодов и колосков, или же представлять собой сложную панораму, если мы создадим
объемную аранжировку в широкой вазе. Дары осени
Натюрморт - самая свободная и естественная
композиция, которую можно составить из всего, что только есть под рукой. Дары
природы в осеннее время - это всевозможные фрукты, овощи, ягоды,
листья, цветы, злаки. Собираем их и размышляем, как
разместить (в плетёной корзинке, на художественном подносе, в вазе или фруктовнице).
Такую аранжировку хорошо дополняют небольшие ветки - кленовые с яркими
листьями, сосновые с шишками, а также листья комнатных растений, цветы и
очищенные коряги. Живой натюрморт с успехом украсит праздничный стол или
послужит оригинальным подарком. Однако не следует забывать, что прямое
назначение такой композиции - любование красотой природных форм.