Цель. Учить детей делать несколько вариантов одной игрушки, используя
разный природный материал; формировать умение самостоятельно строить
схему последовательности изготовления поделки на основе анализа
модели-образца; воспитывать у ребят желание делать игрушку в подарок
малышам; развивать творчество. Первый вариант
Материал и инструменты: шишка, желуди, веточки
деревьев, птичьи перья, небольшой лист дерева, крылатки клена, клей,
бумага; деревянный брусок, шило, нож (для воспитателя), кисточка,
ножницы.
Ход работы.
Предварительно в процессе анализа
модели-образца игрушки дети обговаривают возможные варианты
использования материала, выделяют части игрушки, детали, способы ее
изготовления и украшения.
Затем воспитатель сообщает, что сегодня они будут
сами строить схему последовательности работы. Для этого сначала
вспоминают, как рисовали схему работы над другими игрушками, и
приступают к ее созданию. Педагог принимает участие в обсуждении
вопроса, но мнение свое высказывает последним, побуждая детей к
самостоятельному определению последовательности действий. Обсудив
предстоящую работу, дети начинают рисовать схему поэтапного изготовления
поделки.
На первом этапе делают голову. Берут желудь,
отделяют от плюски, ножом делают прорези сверху и снизу. В расщелины
сверху вставляют небольшой лист, а снизу — крылатки клена — это будут
гребешок и бородка. Клюв делают из двух слоев бумаги или заостренной
ветки, глаза — из бумаги или семян. Их приклеивают с помощью клея.
Затем для туловища берут большую удлиненную шишку, в
ней у основания шилом делают отверстие для шеи, внизу — два отверстия
для ног и несколько отверстий на самом острие шишки для хвоста.
Отверстия накалывают и в плюсках желудей, чтобы закончить все операции с
шилом.
На третьем этапе соединяют голову петушка с
туловищем. Для этого короткую узкую ветку заостряют с двух концов и
вставляют в отверстия шишки-туловища и желудя-головы. На последнем этапе
завершают работу над поделкой. Изогнутые крепкие ветки — это ноги. Для
лап петушка берут плюски от желудя. Веточки-ноги заостряют с двух
концов, одним концом веточки вставляют в отверстие шишки, другим — в
плюску желудя. И наконец, три-четыре пера вставляют в отверстия,
сделанные на самом острие шишки, — получился хвост.
Для большей прочности игрушки все места соединения (концы веточек, перьев и др.) смазывают клеем.
Воспитатель все отверстия накалывает сам, заостряет
концы веток и ножом делает прорези в желуде. Можно разрезать соломинку и
обмотать ею ноги петушка — они будут похожи на ноги живого петуха.
Педагог предлагает детям смастерить петушка из другого материала, пользуясь той же схемой.
Второй вариант
Материал и инструменты: каштаны, лесной орех,
желудь овальной формы, перья, ветки, палочка или заостренная спичка, шип
гледичии, листья георгина, семена вьюна, клей; деревянный брусок, шило,
кисточка.
Ход работы. Туловище петушка мастерят из каштана
или лесного ореха. Для головы выбирают желудь; гребешок, сережки петушка
мастерят из лепестков георгина, клюв — из шипа гледичии, глаза — из
семян вьюнка. Все это приклеивают. Веточки подойдут для ног, из перьев
получается хвост. Игрушку прикрепляют к подставке, сделанной из
половинки плода каштана. Теперь ее можно подарить маленьким друзьям.
|