Цель. Продолжать учить работать с соломой; закреплять
интерес детей к этому материалу; формировать умение планировать этапы
работы над игрушкой из любого природного материала с учетом его
специфики; развивать навыки самоконтроля.
Материал и инструменты: солома, проволока, нитки, клей ДВА, узкая лента, кусочки яркой материи; ножницы, кисточка.
Ход работы.
Воспитатель выставляет на учебной доске
модель игрушечного соломенного мальчика, предлагает рассмотреть схему.
Он просит ребят сравнить ее с предыдущими игрушками из соломки, отметить
различие во внешнем виде и в связи с этим обратить внимание на
особенности изготовления новой игрушки. Воспитатель подчеркивает, что
принцип изготовления соломенного мальчика подобен принципу изготовления
предыдущей игрушки, он предлагает вспомнить, как мастерилась кукла из
соломы, и нарисовать схему первых трех этапов работы. Вначале пучок
хорошо размоченной соломы сгибают пополам и перевязывают крепкой ниткой.
Получилась голова. Затем мастерят руки. Для этого с обеих сторон пучка
отделяют часть соломинок, обрезают концы и перетягивают ниткой, далее
перетягивают талию куклы крепкой ниткой.
Дальнейшее завершение поделки дети должны домыслить
самостоятельно, отразить его в схеме и закончить работу, разделив пучок
соломы ниже талии пополам и перевязав каждую часть — получились ноги.
Педагог предлагает детям новый способ изготовления
рук — из косичек. Берут небольшой пучок соломы, делят на три части,
плетут косички на проволочный стержень (он должен быть длиннее самой
косички), благодаря которому руки соединяют с туловищем. Остальное
оформление игрушки дети осуществляют самостоятельно.
Из материи вырезают глаза, нос, рот и наклеивают на
соломку — получается лицо. Лицо можно сделать и из белой или розовой
тонкой ткани, которую предварительно следует окунуть в раствор желатина
или клея ПВА (разжиженный раствор). Когда ткань высохнет, ее
проглаживают горячим утюгом, а затем рисуют лицо — глаза, нос, рот
(рисовать лучше масляными красками или гуашью), затем лицо вырезают и
наклеивают.
Шапочку из соломы делают так: пучок соломы
раскладывают вертикально и на один конец накладывают узкую ленту,
намазанную клеем, концы которой склеивают (или сшивают). Верхний конец
пучка завязывают крепкой ниткой; чтобы шляпка была красивой, сверху
ниток завязывают ленту такого же цвета, как и подклеенная внизу. Готовую
шапочку надевают мальчику на голову.
Из яркого кусочка материи можно сделать мальчику пояс.
Уточнив последовательность работы, дети приступают к изготовлению поделки.
По ходу работы воспитатель напоминает, что
необходимо контролировать свои действия, сверять их с общим видом модели
— только при этом условии созданная игрушка будет похожа на образец.
|