Цель. Продолжать учить детей использовать разнообразный
природный материал для изготовления игрушки (шишка, ракушка, желудь,
береста, веточка); закреплять знания об особенностях природного
материала; совершенствовать умение самостоятельно устанавливать
последовательность работы на основе плана-схемы; воспитывать
познавательный интерес.
Материал и инструменты: раковина улитки, сосновая
шишка, желудь, береста, древесный гриб, веточки, волос кукурузы,
пластилин, семена арбуза, клей, деревянный брусок, шило, кисточка,
ножницы.
Ход работы. Беседуя с детьми, педагог выясняет,
каких сказочных персонажей мастерили они своими руками. Предлагает им
сделать старика Хоттабыча. Воспитатель показывает ребятам модель игрушки
и вместе с ними отмечает характерные особенности поделки, ее части,
определяет материал, который можно использовать для ее изготовления.
В процессе анализа плана-схемы работы, нарисованной
воспитателем, дети устанавливают, что игрушку делают в четыре этапа
(см. схему к рис. 37).
Сначала отбирают необходимый материал для головы и
туловища: желудь и крупную сосновую шишку. В желуде делают один накол
шилом (для соединения головы с туловищем), в шишке — три (для рук и
шеи).
На втором этапе мастерят голову сказочного
персонажа: глаза делают из семян подсолнуха или арбуза, нос — из
короткой сухой веточки, брови, усы и бороду — из волос кукурузы. На
голову надевают ракушку, для чего смазывают ее края клеем и слегка
прижимают к желудю. Получилась чалма.
Затем голову соединяют с туловищем с помощью
заостренной с двух сторон веточки. По бокам сосновой шишки в проделанные
отверстия под чешуйки вставляют заостренные веточки, смазанные клеем, —
это руки.
На последнем этапе изготавливают одежду. Поверх
веточек надевают рулончики бересты, которые укрепляют пластилином под
чешуйки шишки. Получаются рукава халата. Подол халата делают из куска
бересты, имеющего форму трапеции. Его оборачивают вокруг шишки (у ее
основания), вставляют под чешуйки и закрепляют пластилином. Треугольники
из бересты могут служить ногами (один из углов должен быть длиннее, его
загибают вверх, противоположный конец крепят пластилином к внутренней
стороне халата).
Около старика можно поставить древесный гриб,
перевернутый шляпкой вниз; гриб похож на кувшин, откуда согласно
сказочному сюжету появляется джинн.
Последовательность работы установлена. Дети
приступают к изготовлению своих поделок. Воспитатель поощряет
самостоятельность ребят, удачное оформление поделки.
|