Цель. Познакомить детей с рабочим инструментом — шилом, с
особенностями его использования и техникой безопасности; побуждать к
активному участию в анализе образца игрушки и последовательности ее
изготовления; учить пользоваться новым приемом соединения деталей —
проволокой; развивать у детей интерес к самостоятельному созданию
игрушек; использовать оценку детских работ, как средство обучения.
Материал и инструменты: плюски желудей, желудь, проволока, пластилин, шило, деревянная дощечка, карандаш.
Ход работы.
Воспитатель показывает детям двух
игрушечных ужей: большого и маленького. Предлагает рассмотреть, из
какого материала изготовлены поделки, и подумать, как можно их
смастерить. Взрослый обращает внимание ребят на важность правильного
подбора плюсок желудей (от маленьких до больших).
Затем воспитатель предлагает сначала сделать
маленького игрушечного ужа, а дома с родителями можно будет смастерить
большую игрушку, потому что ребята уже будут знать приемы работы. Вместе
с детьми уточняет способ, последовательность изготовления поделки.
Затем объясняет детям, что плюски соединяют между собой проволокой, но
для этого в центре плюсок нужно сделать отверстия. Эти отверстия
прокалывают специальным инструментом — шилом. Знакомит с внешним видом
инструмента, принципом его работы, техникой безопасности, показывает
прием работы шилом: плюску желудя кладут основанием на деревянную
дощечку и придерживают кончиками пальцев левой руки ее края, правой
рукой берут шило, острие наставляют на «дно» плюски и медленно, не
спеша, покачивая рукой влево и вправо, слегка надавливая на шило,
прокалывают отверстие. Пользуясь методом пассивных движений, педагог
предлагает каждому ребенку вместе с ним выполнить данное действие. Далее
берут тонкую проволоку, на одном конце которой завязан узел, и
нанизывают на нее чашечки (около 12–15 чашечек) от хвоста к голове так,
чтобы они находили друг на друга и увеличивались в размере.
Головой ужа служит маленький желудь. Нанизанные на
проволоку плюски желудя плотно прикрепляют проволокой к желудю-голове.
Чтобы голова лучше держалась, две последние чашечки наполняют
пластилином и плотно прижимают друг к другу. Глаза ужу рисуют
карандашом.
После уточнения последовательности выполнения
игрушки и способа ее изготовления приступают к работе. Сначала готовят
материал, делают в плюсках проколы шилом. Воспитатель постоянно
находится рядом с детьми, помогает им, напоминает о правилах техники
безопасности, о том, что, работая с шилом, нужно пользоваться деревянной
дощечкой, поощряет правильные действия с инструментами.
Когда поделки будут готовы, воспитатель предлагает
детям оценить их, отметить тех ребят, у кого игрушки особенно удались;
спрашивает, с каким новым инструментом они познакомились сегодня.
|