Цель. Учить детей работать с новым материалом — пробкой;
воспитывать интерес к применению разнообразного материала и умение
экономно его использовать; учить изображать модель игрушки в качестве
образца, рисовать план-схему ее пооперационного изготовления и
пользоваться им в процессе работы; добиваться проявления
самостоятельности в работе над игрушками более сложных конструкций,
настойчивости и целеустремленности; учить преодолевать трудности,
доводить дело до конца; развивать самоконтроль в процессе работы над
игрушкой по плану-схеме.
Материал и инструменты: пробка, ветки деревьев, крылатки клена, пластилин, шило, нож (для воспитателя), деревянная дощечка.
Подготовительная работа. Воспитатель заостряет
ножом веточки, дети внимательно наблюдают за его действиями. Вне занятий
ребят можно поупражнять в этой работе, предварительно объяснив, как
действовать ножом. Для этого левой рукой надо придержать веточку, один
конец которой (ближе к основанию) положить на деревянную дощечку под
углом, а правой рукой ножом заострить веточку. Делать это надо до тех
пор, пока ребята не научатся правильно держать нож и действовать им на
занятиях.
Ход работы.
Воспитатель предлагает для анализа
схематический рисунок (модель) игрушки, просит детей рассмотреть, из
каких частей она состоит, какие детали есть у поделки, какой можно
использовать материал для ее изготовления. Если ребята не могут
проанализировать схематическое изображение, рядом с моделью располагают
рисунок игрушки, а ее модель создают вновь по ходу анализа и выделения
характерных особенностей. Когда первичный анализ будет завершен,
приступают к установлению последовательности этапов изготовления.
Педагог продолжает учить детей изображать план последовательности
работы, показывая и объясняя, как это делается, просит их
проанализировать ход работы, объяснить последовательность действий (см.
схему). С этой целью можно задавать детям следующие вопросы: с
чего мы начнем работать над игрушкой? Как мы покажем это на рисунке?
Что изготавливается после? Как это мы изобразим на рисунке? Чтобы
закончить игрушку, что нужно сделать еще? Как это можно нарисовать?
По мере уточнения последовательности изготовления
поделки дети у себя (на бумаге), а воспитатель на доске рисуют
план-схему поэтапного изготовления игрушки (места отверстий на схеме
обозначаются точками).
Затем воспитатель предлагает взять разложенный
заранее на столах материал, рассмотреть его, ощупать поверхность. Дети
убеждаются, что с пробкой удобно работать — ее нетрудно проколоть шилом,
она легка и упруга.
Как мастерить вертолет?
Для кабины и салона вертолета используют пробку
цилиндрической формы. В ней шилом делают два отверстия (одно сверху,
посередине, другое в боковом срезе). Затем берут небольшую ровную
веточку (2–2,5 см) или спичку, заостренную с одного конца, и, слегка
надавливая, вставляют в верхнее отверстие пробки. На другой конец этой
же веточки прикрепляют маленький шарик из пластилина. В него втыкают
четыре крылатки — получился пропеллер с лопастями. После этого можно
приступить к изготовлению хвоста. Для этого надо взять веточку потолще
(диаметром 1 см и длиной 5–6 см), заостренную с одного конца, вставить
ее в отверстие пробки на боковом срезе. Затем прикрепить к ней с помощью
пластилинового шарика крылатки клена. Вертолет готов. Можно приделать к
вертолету и колеса с помощью проволоки и плюсок желудя, как показано на
рисунке и схеме последовательности действий.
После того как дети усвоят порядок работы над
вертолетом, они могут делать игрушку. Воспитатель следит за соблюдением
правил техники безопасности, поощряет проявление самостоятельности,
настойчивости, дружеской взаимопомощи. В процессе работы он учит детей
пользоваться схемой, соотносить свои действия с изображением на ней,
формируя у ребят навыки самоконтроля. При необходимости оказывает
индивидуальную помощь.
В конце занятия детские поделки анализируются,
воспитатель побуждает ребят, оценивая свои поделки и работы товарищей,
быть справедливыми, доброжелательными.
|