Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную
композицию из разнородных объектов. Уточнить способ лепки в стилистике
народной игрушки - из цилиндра (валика), согнутого дугой и надрезанного с двух
концов. Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по
величине и пропорциям. Вызвать интерес к изготовлению цирковых аксессуаров из
разных материалов. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.
Предварительная работа. Знакомство с внешним видом
цирковых животных
(открытки, календари, альбомы, иллюстрации и пр.).
Подготовка основы для коллективной композиции.
Материалы, инструменты, оборудование.
Пластилин, стеки, для изготовления цирковых
аксессуаров - яркие пуговицы, бусины, шерстяные нитки, тесьма; подставки,
клеёнки, матерчатые и бумажные салфетки.
У воспитателя 2-3 фигурки животных (лев, лошадка,
собачка) и форма-основа (для показа обобщенного способа лепки).
Рекомендуемые пособия, наглядность.
Плакаты «Цирк», «Зоопарк», «Множество», «Состав числа
5», «Состав числа 10».
Комплект технологических карт по лепке «Цирк».
Содержание занятия.
Стихотворение «Цирк»:
Шатёр волшебный смеха полон.
Тут блеск огней и детский гомон
Под куполом смешались где-то
Под звон литавр и взрыв ракеты.
Станцуют лошадь с обезьянкой.
Слон соберёт цветы в панамку,
Прокатит лев козу на санках -
Пять раз по кругу, с ветерком
Чудесным этим вечерком...
Хлопать ладошки устали, болят,
Румянятся щёки, глазки горят
У зрителей - и у ребят, и у родителей!
Воспитатель в ярком плаще-накидке совершает движение
палочкой, будто дрессировщик в цирке. Перед ним на поворотном диске
вылепленная фигурка животного (например, лев или собачка на тумбе). После
движений палочкой воспитатель изменяет движение вылепленной фигурки
(показывает, как лев прыгает в «горящий обруч» или собачка поднимается на задние
лапки и танцует).
Вызвав интерес у детей, предлагает им слепить разных
цирковых животных, выступающих на арене цирка. Показывает общую основу для
коллективной композиции, предлагает договориться о том, кто кого будет лепить
и какого размера будут фигурки, чтобы собачка не оказалась больше льва.
- Я напомню способ лепки, который поможет нам слепить
животных и показать, как они двигаются. Посмотрите внимательно. Как называется
эта форма? (Показывает цилиндр (валик).) Помните, как мы лепили собаку со
щенком? (Напоминает и уточняет способ лепки.) Животные обычно передвигаются на
четырёх лапах, поэтому валик нужно повернуть вот так, согнуть дугой и
надрезать с двух концов стекой, чтобы получилось четыре лапы. Это туловище с
лапками. Осталось слепить голову и хвостик. Подскажите мне, как это лучше
сделать? Да, это зависит от того, какое животное мы лепим. Далее воспитатель
действует по ситуации (вызывает ребёнка для показа способа или уточняет ответы
детей и показывает, как дополнить основную форму, чтобы получились разные
животные). Поясняет, что туловище может располагаться так, будто животное стоит
на двух лапках, или же на четырёх, а голова может прикрепляться к туловищу
сверху или сбоку, на шее или сразу на туловище.
- А как можно показать, что животные бегают, прыгают,
ходят на задних лапках? Воспитатель изменяет положение вылепленных фигурок и
комментирует движения.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать
цвет пластилина и слепить цирковых животных. Обращает внимание на
дополнительные материалы -пуговицы, бусины, мишуру, тесьму - и подсказывает,
что это может пригодиться для костюмов артистов цирка. Если кто-то из детей
быстро справится с заданием, можно предложить слепить ещё одного циркового
артиста. При желании дети лепят цирковое оборудование, необходимое для
выступления (тумба, обруч и пр.).
В конце занятия дети расставляют фигурки животных на
«арене цирка», стараясь передать выразительные движения, будто дрессированные
звери скачут, кувыркаются, танцуют, прыгают на арене цирка.
После занятия. В свободное время дети могут дополнить
композицию по своему желанию и поиграть в «Цирковое представление».
Воспитатель читает детям стихотворение С. Чёрного
«Кто?»:
«Ну-ка, дети!
Кто храбрее всех на свете?
Так и знал - в ответ все хором
Нараспев: «ЛЕВ!»
Лев? Ха-ха...
Легко быть храбрым,
Если лапы шире швабры.
Нет, ни лев, ни слон...
Храбрее всех, малыш, -МЫШЬ!
Сам вчера я видел чудо,
Как мышонок влез на блюдо
И у носа спящей кошки
Не спеша поел все крошки. ЧТО?!» |