Задачи. Учить детей лепить игрушки, передавая
характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей).
Учить планировать работу -отбирать нужное количество материала, определять
способ лепки. Инициировать свободные высказывания детей на темы из личного
опыта (описывать игрушки).
Предварительная работа. Беседа о любимых игрушках.
Составление описательных загадок с целью уточнения представлений о внешнем
виде игрушек.
Материалы, инструменты, оборудование. Мягкие игрушки,
изображающие животных (собака, мишка, заяц, обезьяна, жираф и др.), пластилин
или глина, клеёнки, салфетки матерчатые, поворотный диск для демонстрации
поделок, стеки. Незавершённая модель (туловище в форме овала или яйца (овоида)
и голова в форме шара) и отдельные детали (уши, лапки, хобот) для показа
способа лепки на основе обобщённой формы.
Содержание занятия.
Перед занятием воспитатель размещает на столе мягкие
игрушки так, чтобы дети могли их рассмотреть.
- У нас в детском саду много игрушек. Расскажите,
какие игрушки вы любите? С кем из друзей любите играть? (Высказывания детей.)
Кто хочет рассказать про мишку, - какой он, чем он нравится, как с ним можно
поиграть? А кто хочет рассказать про зайку? (Высказывания детей.) Игрушки
скучали летом без вас, а теперь обрадовались и приглашают поиграть -угадать их
по описанию. Для этого тот, кто будет водить, должен задавать всем нам вопросы,
чтобы мы отвечали «да» или «нет», - например, такие: «Это игрушка? Эта игрушка
сидит на столе? У нее большие уши? У нее есть хобот?» и т.д. А теперь выберем
считалкой того, кто будет водить.
Раз, два, три, четыре, пять. Мы собрались поиграть. К
нам сорока прилетела И тебе водить велела.
Водящий выходит за дверь, оставшиеся дети выбирают одну
из игрушек для составления загадки. Вернувшийся водящий пытается отгадать,
какую игрушку загадали. Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения С.
Михалкова «Магазин игрушек»:
Лежали на полке, Стояли на полке Слоны и собаки,
Верблюды и волки, Пушистые кошки, Губные гармошки, И утки, и дудки, И
куклы-матрёшки...
После занятия. Дети рассматривают лепные фигурки
игрушек. Педагог предлагает «оживить» их - передать движение (будто игрушки
танцуют, играют, разговаривают) и читает стихи о разных игрушках.
Зайка, зайка, попляши!
Посмеши нас, посмеши!
Топай, топай лапками,
Серенькими тапками!
Вот так! Вот так!
Пляшет заинька гопак! (Г. Лагздынь)
Котик, котик, попляши!
Да хвосточком помаши!
Спрячь свои царапки
В мягонькие лапки.
(Г. Лагздынь)
Кукла Катя пляшет.
Катя ручкой машет.
Катя песню спела,
Принялась за дело:
Все игрушки убрала,
У крылечка подмела,
На диванчик села
И опять запела.
(Г. Лагздынь)
У меня есть кукла Мила,
Мама мне ее купила.
Милу
очень я люблю -
Утром кашкою кормлю,
Чтобы Мила не скучала,
Почитаем для начала:
Рядом Милу посажу,
Все картинки покажу. (Е. Стеквашова)