Задачи. Учить детей создавать солнечные (солярные) образы
пластическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки.
Показать варианты изображения солнечных лучей (точки, круги, пятнышки,
треугольники, жгутики прямые и волнистые, завитки, спирали, трилистники).
Развивать чувство ритма и композиции.
Предварительная работа. Беседа о солнце как источнике
жизни на земле. Искусствоведческая беседа о солярных (солнечных) знаках в
декоративно-прикладном искусстве. Рассматривание произведений
декоративно-прикладного искусства (керамика, ковроделие, ткачество, вышивка,
художественная роспись и резьба по дереву и др. по возможности из коллекций
или мини-музея дошкольного учреждения).
Материалы, инструменты, оборудование. Керамические
плитки или картонные квадратики размером 10x10, 15x15, 20x20; пластилин,
стеки, красивые пуговицы и бусины для глаз; 2-3 произведения декоративно-прикладного
искусства с солярными элементами декора, например, писанка (миниатюра на
яйце), вятский (дымковский) индюк, семёновская матрёшка, хохломская ложка и
пр.
Рекомендуемые пособия, литература.
Плакаты «Весна», «Дымковская игрушка», «Писанки»,
«Ложки и матрёшки», «Золотая хохлома».*
Таблица с вариантами солярных (солнечных)
декоративных элементов.
Содержание занятия.
Воспитатель подходит к окну, смотрит на небо и рассказывает
детям русскую народную потешку «Солнышко-вёдрышко»:
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Воспитатель рассказывает детям о том, что с
давних-давних времен люди воспевают солнце в своих песнях и стихах, изображают
в танцах (например, хоровод -это знак солнечного круга), изображают на своей
одежде, посуде и даже мебели... Показывает детям несколько произведений
декоративно-прикладного искусства и поясняет символику декоративных элементов
(волнистая линия - дорога или вода, ромб - поле, круг - солнце). Особое
внимание обращает на солярные (солнечные) знаки и с помощью таблицы показывает
их декоративные варианты (круг, круг с точками, круг с завитками, круг с волнистыми
линиями, круг с треугольниками).
Воспитатель сообщает, что на этой неделе дети смогут
изобразить солнце самыми разными способами из различных материалов, и
предлагает для начала слепить портреты солнышка, которое выглянуло из-за
тучек и весело улыбается. Затем педагог раскрывает особенности техники
рельефной лепки.
Чудо-солнышко.
- Возьмем пластину-основу, наметим палочкой
(карандашом) точку в центре и, если нужно, в уголках - на одинаковом
расстоянии. Представим чудо-солнышко во всей своей красе. И начнем лепить.
Изображение в лепке нарастает слой за слоем, поэтому лепим как будто с конца (в
сюжетных картинах - с заднего плана). Берем кусочек пластилина, раскатываем в
шарик, слегка сплющиваем в лепешку (сжимаем в ладошках) и прижимаем к фону в
самом центре пластины или чуть выше (ниже) - это солнечный круг (диск). Берем
еще один кусочек (если лепим из пластилина, лучше взять другой цвет). Делим
этот кусочек на 7-10 частей и превращаем их в лучики. (Воспитатель уточняет
представление детей о том, какой формы могут быть декоративные лучики, ещё раз
обращает внимание на декоративную таблицу). Красивые лучики прилепим вокруг
солнечного круга. Они могут быть одинаковые или разные по размеру и форме,
одноцветные или многоцветные.
Мы с вами договорились лепить портреты солнышка. Что
нужно обязательно слепить, чтобы получился именно потрет? (Дети вспоминают,
что нужно изобразить глаза, нос и рот.) Как показать, что солнышко весело
улыбается? (Дети предлагают варианты изображения улыбки пластическими
средствами).
По ходу занятия воспитатель предлагает детям
показать, как солнышко улыбается и выглядывает из-за туч или облаков.
Солнышко, покажись!
Красное - нарядись!
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее,
Сядь на пенек,
Посвети весь денек!
Информация для воспитателя.
Рельефная лепка. Поделки, изготовленные этим
способом, представляют собой объёмное лепное изображение на плоскости. Способ
рельефной лепки может быть самостоятельным (основным) или вспомогательным
(дополнительным). Дети дошкольного возраста уже замечают особенности плоскостных
и объёмных видов изобразительного искусства. Им нужно помочь увидеть в рельефном
изображении сочетание объёма и плоскости. Рельефный образ нельзя увидеть со
всех сторон (как скульптуру), так как он всегда располагается на какой-либо
основе. И в то же время он не совпадает пространственно с основой, выходит за
её пределы.
Как можно подготовить пластину-основу для лепных
картин?
1). Берем глину или размягченный пластилин,
раскатываем скалкой (бутылкой) в пласт толщиной 0,5-1 см и разрезаем на квадраты
желаемого размера, например, 10x10; 15x15; 20x20 см. Для удобства вырезаем
шаблон (квадрат желаемого размера) из бумаги и пользуемся им как меркой -
накладываем на раскатанный слой и вырезаем ножом или стекой (спичкой, зубочисткой).
2). Подбираем какую-нибудь прочную основу в форме
квадрата: керамическую плитку, деревянную или пластиковую дощечку, картон.
Покрываем тонким слоем глины или пластилина - равномерно размазываем по
поверхности, разглаживаем влажной салфеткой.
Как наметить композицию?
Если для лепной картины задуман сложный рисунок,
выполняем его сначала в виде черно-белого или цветного эскиза, а потом уже
переносим замысел в лепку. Эскиз помогает продумать композицию, уточнить форму
элементов, наметить цветосочетание. Эскизов может быть несколько, в них не
жалко ошибиться или что-то испортить. Еще удобнее наметить композицию прямо на
подготовленной пластине - прорисовать стекой опорные элементы или хотя бы
наметить точки будущего узора. На изразцах цветы, букеты, ветки, гирлянды, вазоны
чаще всего располагаются в центре. Такие узоры по своему построению называются
центрическими. Солнце в центре обычно довольно крупное, но нужно оставить
место для лучей.
Если задумана сложная композиция или одним рельефом
занимаются несколько детей, желательно определить хотя бы примерную
очерёдность работ. Рельефные картины или панно могут быть хорошим подарком или
украшением помещения. Но в этом случае нужно продумать, каким образом изделие
будет прикрепляться или выставляться.
После занятия. Оформляется выставка портретов
весеннего солнышка. Беседа, чтение стихотворений, исполнение песенок о солнце.
Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих в своём
декоре солярные элементы.
|