Задачи. Учить детей создавать в лепке фантазийные
композиции. Инициировать самостоятельный поиск адекватных изобразительно-выразительных
средств (сочетание разных способов и приёмов работы, в зависимости от
характера образов). Развивать творческое воображение, пространственное
мышление, чувство юмора.
Предварительная работа.
Подготовка основы для лепных композиций (пустые
коробки из-под конфет, керамические плитки, чистые упаковки из-под молока, йогурта,
сметаны и пр.).
Чтение и рассказывание разных небылиц и шуточных
историй-перевертышей, беседа по их содержанию.
Все звери у дела
Сегодня день целый все звери у дела.
Лисичка-сестричка шубку подшивает,
Сер медведь, старый дед, сапог подбивает,
А сорока-белобока мушек отгоняет.
Медведица Маша варит детям кашу.
Зайчиха под ёлкой метёт метёлкой.
Кошка лыки дерёт, коту лапотки плетёт.
По болоту босиком кулик ходит с посошком (русская
народная потешка)
Материалы, инструменты, оборудование.
Пластилин, стеки, цветная бумага, картон, ножницы,
трубочки для коктейля, зубочистки, спички, пуговицы, бусины, бисер, лоскутки,
нитки, верёвочки.
Основа для лепных композиций: пустые коробки из-под
конфет, керамические плитки, чистые упаковки из-под молока, йогурта, сметаны и
пр.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям небылицу В. Шипуновой «Ничего
себе жара!»:
По макушкам сосен лихо
Скачет белая слониха,
Вяжет шапку синий крот,
Щука песенку поёт,
Суслик тихо подпевает,
Округлив сердечком рот,
На лужайке под осиной
Зреет грядка апельсинов,
Белочки кричат: «У-р-р-ра!» -
Ничего себе картина!
Ничего себе жара!
Воспитатель спрашивает детей, понравилось ли им это
стихотворение, о чём в нём рассказывается. Проводит краткую беседу о том, чем
отличается настоящий лес от придуманного, что можно увидеть в настоящем лесу и
в фантастическом (воображаемом); в чём особенность шуточных стихотворений
(небылиц).
Педагог поясняет детям, что шутки и небылицы можно
сочинять по-разному. Можно сочинить текст - в стихах или в прозе, в этом случае
шутка «строится» из слов. А можно создать картину - в лепке, рисунке или
аппликации; в этом случае шутка «строится» из лепных, нарисованных или
вырезанных фигурок.
Воспитатель повторно читает небылицу «Ничего себе
жара!» и предлагает детям слепить такую шуточную картину или же придумать свою.
Поясняет, что пластилиновую шутку можно создать из объёмных фигурок на
горизонтальной поверхности (в коробке, на упаковке) - это будет похоже на игру
с настоящими игрушками. А ещё можно лепить фигурки по одной и прикреплять к
вертикальному фону (керамической плитке, картону) - это будет похоже на
нарисованную картину.
Дети выбирают художественные материалы и начинают
лепить шуточные сюжетные композиции. Воспитатель напоминает, что в шутках и
небылицах многое бывает понарошку, не так как на самом деле: слон летает, крот
вяжет, щука поёт, апельсины зреют на грядках... Советует использовать
дополнительные материалы: бусины и пуговички для глаз, ниточки и верёвочки для
хвостиков, трубочки и зубочистки для ног.
В конце занятия проводится экспресс-выставка шуточных
лепных композиций.
После занятия. Составление шуточных историй по лепным
композициям «Ничего себе жара!».
Сюжетное рисование по мотивам разных шуточных
стихотворений и небылиц.
Барабек (как нужно дразнить обжору)
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу.
Скушал церковь, скушал дом
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
- У меня живот болит.
Перепутаница
Встаю я под вечер,
А утром ложусь.
Гогочет петух,
Кукарекает гусь.
Я платье для куклы
Стираю метлой
И в печке дрова
Зажигаю пилой.
Вливаю три супа
В кастрюлю с яйцом.
Песенка с крышкой.
Кастрюля с концом.
|