Задачи. Учить составлять сюжетную композицию из
разнородных элементов (пальма и обезьянки). Расширить возможности лепки из
цилиндров (валиков) разной длины и разного диаметра способом надрезания с двух
концов и моделирования фигуры животного. Продолжать учить соотносить элементы
композиции по величине и пропорциям. Активизировать умение варьировать разные
художественные материалы, техники и приёмы работы с целью создания
выразительного образа. Развивать чувство композиции (умение видеть свою поделку
как часть общей композиции).
Предварительная работа. Беседа о животных жарких
стран. Знакомство с внешним видом обезьян (фотографии, иллюстрации,
наглядно-дидактические пособия и пр.).
Беседа о разных островах (занятие по ознакомлению с
окружающим миром).
Уточнение представлений о некоторых экзотических
растениях и их плодах (бананы, кокосы). Посещение зоопарка вместе с
родителями.
Подвижная игра «Обезьянки».
Подготовка основы для коллективной композиции «Остров
в море» на большой круглой коробке из-под торта или шляпы.
Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин,
стеки, картонные и пластиковые трубочки, цветная бумага, проволока, пуговицы,
бусины, шерстяные нитки, тесьма; подставки, клеёнки, матерчатые и бумажные
салфетки.
Рекомендуемые учебные пособия, наглядность.
Плакаты: «Зоопарк» (на обороте «Лепим зоосад»),
«Обитаемый остров» (на обороте «Лепим остров»).
Книга «Пластилиновый остров» (автор Лыкова И.А.).
Книга «Лепим зоопарк» (автор Лыкова И.А.).
Содержание занятия.
Воспитатель предлагает детям послушать шум моря (в
любой аудиозаписи), показывает подготовленную заранее основу для коллективной
композиции «Обитаемый остров». Сообщает, что далеко-далеко в море-океане
из-под воды поднялся остров (может быть, было землетрясение или извержение
вулкана). Он пока необитаем, но пройдёт не так много времени и остров
постепенно «оживёт»: сначала поселятся птицы, совьют гнёзда и выведут птенцов,
потом ветер принесёт семена растений; через некоторое время на острове
поднимутся пальмы; пальмы будет видно издалека, их заметят обезьянки с других
островов... Как всем известно, проказницы-обезьянки страшно любопытны, к тому
же, очень любят покушать. На своём острове они уже съели все плоды,
проголодались и решили поплыть к новому острову...
- Давайте слепим такой остров с пальмами и
обезьянками, а потом сочиним историю о том, как обезьянки живут на нашем
острове.
Воспитатель ещё раз показывает композиционную основу,
выставляет её на свободном месте, чтобы дети во время занятия могли свободно
подходить, размещать свои поделки, рассматривать, обсуждать друг с другом.
Воспитатель размещает на «острове» несколько пальм,
изготовленных разными способами (из пластилина, картонных трубочек и цветной
бумаги, пластилина и лоскутков и пр.). Предлагает детям рассмотреть и
определить, из чего и как сделаны эти экзотические растения. Спрашивает, какие
плоды на них растут (кокосы, бананы), из чего их можно изготовить (слепить из
пластилина, скатать комочки бумаги, использовать бусины и пр., в зависимости от
материала, из которого создано само растение).
Затем воспитатель предлагает детям подумать, как лучше
слепить обезьянку, чтобы она могла взобраться на пальму и полакомиться
кокосами. Уточняет способ лепки из длинного цилиндра (валика), надрезанного с
одного или двух концов (показывает варианты). Обсуждает с детьми последовательность
работы: можно сначала слепить обезьянку и потом уже мастерить для неё
подходящую пальму, но можно и наоборот - сначала создать пальму, а обезьянку
(или несколько обезьянок) лепить в зависимости от размеров растения.
Спрашивает, как придать пальме устойчивость (использовать трубочку в качестве
каркаса или увеличить площадь опоры под растением - большой комок пластилина
сплющить в лепёшку (диск), «пряник» (полусферу) или раскатать колбаску
(цилиндр) и замкнуть в кольцо).
Дети выбирают материалы и начинают создавать свои
композиции (пальмы с обезьянками), из которых в свою очередь составляется
коллективная композиция «Обитаемый остров».
После зонятия. В свободное время дети по своему
желанию дополняют или изменяют композицию «Остров в море». Воспитатель
проводит индивидуальную работу по развитию связной речи.
Чтение рассказа Г.Р. Лагздынь «Финиковая пальмочка»:
Алёша ел финики - сладкие, мягкие, а косточки в них
длинные, твёрдые. Взял Алёша одну косточку и посадил в цветочный горшок.
Сколько времени прошло, Алёша не помнит. Только
смотрит - из горшка длинная линеечка растёт.
- Что за линеечка? - спрашивает он бабушку.
- Это, Алёшенька, финиковая косточка проросла, -
отвечает бабушка.
Быстро растёт Алёша, уже в старшую группу пошёл. И
линеечка растёт. Стала она твёрдой, тёмно-зелёной и разлинованной.
Ещё год прошёл. Появились у линеечки братики, такие же
тоненькие, острые и длинные.
- Бабушка, - спрашивает Алёша, - а когда пальма
вырастет?
- Долго ещё, внучек, - отвечает бабушка. - Вот
пройдёт год, появятся другие листочки, но уже не линейчатые, а большие,
разрезные. И будет у нас маленькая финиковая пальмочка.
- Долго финиковые пальмы растут, -вздыхает Алёша, -
так и фиников не дождёшься! |