Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную
композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними.
Самостоятельно варьировать и комбинировать разные способы лепки в стилистике
народной игрушки. Продолжать учить передавать несложные движения (наклон и
поворот туловища, перемещение лап) и настроение героев (испуг, страх, надежда,
радость). Анализировать особенности строения животных, соотносить части по
величине и пропорциям. Развивать глазомер, чувство композиции.
Предварительная работа. Чтение стихотворения H.A.
Некрасова « Дедушка Мазай и зайцы». Рассматривание иллюстраций в книжке.
Беседа по содержанию литературного произведения. Рассматривание весенних
пейзажей (по возможности, с изображением весеннего разлива или половодья).
Материалы, инструменты, оборудование. У детей:
пластилин, стеки, подставки, клеёнки, матерчатые и бумажные салфетки. У
воспитателя: вылепленная фигурка деда Мазая в лодке; поворотный диск, два цилиндра
(валика) разного размера для показа способа лепки, стека; комплект карточек
со схематичным изображением зайцев в разных позах. Композиционная основа для
коллективной работы: зеркало или прочная фольга овальной формы с вылепленным
деревом, пеньком, плывущим бревном.
Рекомендуемые учебные пособия и литература.
Плакаты «Времена года», «Цветные пейзажи».
Технологическая карта «Зайчик-побе-гайчик» (лепка).
Содержание занятия.
Воспитатель зачитывает отрывки из стихотворения H.A.
Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»:
Я раз за дровами в лодке поехал...
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам...
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: «Прыгайте сами!»
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой...
Столбик на столбик, зайчишка на пне,
Лапки скрестивши стоит, горемыка,
Взял и его - тягота невелика!..
Только что начал работать веслом,
Глядь - у куста копошится зайчиха –
Еле жива, а толста, как купчиха!
...Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нём.
«Взял бы я вас - да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок...
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил - и «с богом» сказал...
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: «У-х! Живей, зверишки»...
Воспитатель проводит краткую беседу о том, когда и
почему с зайцами произошла такая беда и как добрый дедушка Мазай спас бедных
зайчишек от гибели.
Затем педагог показывает детям подготовленную заранее
основу для коллективной сюжетной композиции. Поясняет, что зеркало (или
фольга) овальной формы -это водоём, в котором видны затопленные пеньки,
деревья, плывущие брёвна, на которых будут спасаться зайцы от бурной воды.
Выставляет на зеркало (фольгу) вылепленную заранее лодку, помещает туда деда
Мазая и обыгрывает ситуацию: показывает, будто лодка плывёт по зеркальной
воде, в которой отражаются деревья, и дед Мазай спасает зайчиков - поднимает их
за уши и усаживает в лодку, а некоторые зайцы и сами спрыгивают в лодку со
своих островков (пеньков).
- Давайте и мы с вами поможем деду Мазаю спасать зайчишек
- вылепим своих зайчиков, которые будут сидеть на островках, пеньках или
проплывающих мимо лодки Мазая деревьев и дополним композицию.
Постараемся показать настроение и характер зайцев.
Какое настроение у зайца, который сидит на пеньке посреди глубокой речки? А
как меняется настроение зайчишки, который запрыгнул в лодку? Как себя чувствует
зайчонок, которого греет за пазухой добрый дед Мазай?
В ходе беседы воспитатель обращает внимание детей на
то, что настроение можно показать не только выражением лица, как на портрете
человека, но также через позу и движение туловища. Педагог просит детей описать
разные позы словами, чтобы уточнить наблюдения и направить внимание на самое
существенное (сидит, сжавшись в комочек, уши прижаты, встал на задние лапки,
вытянулся столбиком, уши навострил и пр.)
Дети самостоятельно ищут способы передачи движения
настроения зайчишек. Если они быстро справляются с заданием, воспитатель
предлагает дополнить композицию по своему желанию. Можно предложить детям
изменить позу вылепленного зверька: поднять лапки, прижать ушки к туловищу,
показать, что зайчонок сидит, лежит, стоит «столбиком», прыгает, перепрыгивает,
выпрыгивает из лодки или быстро бежит в лес.
Воспитатель советует договориться о размере лепных
фигурок, предлагает воспользоваться условной меркой (например, указательный
пальчик или карандаш). Дети выбирают пластилин нужного цвета, договариваются и
начинают лепить.
В конце занятия дети переносят вылепленные фигурки на
общую основу и составляют коллективную композицию.
После занятия. В свободное время воспитатель создаёт
условия для составления детьми сюжетных рассказов по мотивам литературного
произведения. Дети по своему желанию дополняют сюжетную композицию новыми
лепными фигурками.
Чтение стихотворения Н. Рубцова «Про зайца»:
Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шёл домой –
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!
Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой весёлый крик.
И ещё, наверно, долго,
Притаившись в тишине,
Думал где-нибудь под ёлкой
О себе и обо мне.
Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого... |