Цель: воспитывать интерес к народному творчеству; дать
представление о том, как народные мастера делают игрушки; познакомить с
историей русской матрешки; научить лепить форму матрешки и украшать ее русским
узором.
Материал: пластилин, стеки, вода, салфетки, игрушки
разных народов, сделанные из дерева, соломы, глины и других материалов
(тверские, рязанские, молдавские, узбекские, полхов-майдановские, богородские,
тульские и др.), кроме матрешки.
Предварительная работа: рассматривание игрушек, игры с
ними; рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов «Раз, два, три, четыре,
пять...» С. Яковлева, «Русский узор» А. Абрамова; раскрашивание в альбоме-раскраске
«Ситцевый букет» Н. Богемской; экскурсия на выставку детского творчества.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и описать
расставленные на столе игрушки.
- Как называются игрушки? Из чего сделаны? Как делал
их мастер? Какая игрушка больше всего нравится?
Загадать детям загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка...
(матрешка)
- Ребята, посмотрите, каких же игрушек не хватает на
нашей выставке? Действительно, не хватает матрешек.
Воспитатель предлагает детям матрешек для
рассматривания. Рассказывает, что первых матрешек сделали сто лет назад.
Первая деревянная матрешка была похожа на простую деревенскую девочку. В
большой кукле пряталось целое семейство кукол, одна другой меньше. Прошло
много лет, а матрешка остается по-прежнему любимой игрушкой детей.
Сейчас ее изготавливают на фабриках многих городов.
Русские матрешки отличаются яркими, красочными узорами. Одни матрешки - в ярких
сарафанах, другие - в узорчатых платках, третьи - в боярских одеждах. У одних
в руках - яркие букеты цветов, у других - расписные платочки в руке, у третьих
- резные корзиночки или красочные ведерки.
Воспитатель предлагает детям вылепить матрешку из
пластилина, подобрать контрастные цвета, украсить узорами, выполненными
стеками. |