Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и
разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что
классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного
способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими
другими при изготовлении одной поделки.
Конструктивный способ
При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из
деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ,
мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить.
Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3
года - и часто сами «открывают» его для себя. Чаще всего в лепке
маленьких детей наблюдаются следующие варианты:
- объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);
- объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка,
башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
- объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, чебурашка).
Скульптурный способ
Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого
куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и
размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые
общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это
может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или
хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник,
и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные,
более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные
особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или,
наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными
движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает,
прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.
Комбинированный способ
Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный.
Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных
частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а
мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8
годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и
универсальный по своим возможностям.
Модульная лепка
Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или
конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и
легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов
- модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов
модульной лепки.
Лепка на форме
Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы -
банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они
служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней
работы.
Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы,
отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо,
форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и
другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным
узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.
Способы оформления и декорирования образа
В лепке используется много вспомогательных способов и приёмов. Они
более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования
образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще
всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы.
Оттягивают от основной формы мелкие детали - клювик, ушки, хвостик
и т.д., придают им необходимую форму и положение -заостряют,
сплющивают, загибают. Защипывают край или какую-то часть формы - хвост и
плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев
позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали,
создать декор, передать движение. Загибают края формы - горлышко вазы,
бортики тарелок, листочки, - тем самым усиливая сходство образов с
реальными предметами и передавая их функциональность. Используют стеку и
другие приспособления - колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки.
С помощью стеки можно сделать многое: передать особенности поверхности
тех или иных образов - прорезать штрихами «перышки», «чешую», «шёрстку»;
нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий; сделать
надрезы или разрезы и получить таким образом лапы, крылья и т.д.;
прорисовать сложные детали, например, черты лица. С помощью мелких
бытовых предметов можно сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек и др.
Дополняют вылепленный образ различными элементами из других
материалов. Бисером украшают ракушки, рыбок, волшебных птиц, бижутерию,
крылышки бабочек, из отдельных бисеринок делают глазки для насекомых и
птиц, пуговицы используют для глаз, шляпок и других мелких деталей, а
также как основу для брошек, перышки и стружки - для комбинированных
поделок.
|