Физкультминутки, которые проводят педагоги,
способствуют укреплению склеры глаз, повышению работоспособности цилиарной
мышцы, улучшению кровообращения глазного яблока, правильному формированию
рефракции глаз.
Мы предлагаем использовать следующие комплексы
упражнений:
Комплекс 1.
1. И. п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок; на счет
1-2 - отводя руки и голову назад, прогнуться - вдох, 3-4 - вернуться в и.п. -
выдох. Повторить 4-6 раз.
2. И. п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 с
3. И. п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в
одну и другую сторону. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
4. И. п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть
вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз.
Комплекс 2.
1. И. п. - стоя. На счет 1 - отвести согнутые руки
назад, соединить лопатки - вдох; 2 - руки перевести вперед, как бы обнять себя
- выдох. Повторить 8-10 раз.
2. И. п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на
1-2 с, затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз.
3. И. п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в
одну и другую сторону. Повторить 6-8 раз каждой рукой.
4. И. п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и
другую сторону. Повторить 10-15 раз в каждую сторону,
Комплекс 3.
1. И. п. - стоя, кисти к плечам. На счет 1 - отвести
локти назад, вдох; 2 - локти вперед, выдох. Смотреть вперед. Повторить 8-10
раз.
2. И. п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 с.
3. И. п. — стоя. На счет 1-2 - разогнуться, голову
отвести назад - вдох; 3-4 - слегка наклониться вперед — выдох. Повторить 6-8
раз.
4. И. п. - стоя, голову держать прямо. Переводить
взгляд вверх - направо, после чего вниз - налево; затем переводить взгляд по
другой диагонали: вверх - налево - вниз - направо. Повторить по 6-8 раз в каждом
направлении.
Упражнение «Метка на стекле».
В классе во время физкультминуток может
использоваться следующая модификация данного упражнения. К оконному стеклу
приклеить кружок диаметром 7 см на уровне глаз стоящего ребенка. Учитель дает
команду: «Все внимательно посмотрели на кружок (3-4 с). Теперь давайте
посмотрим на то (дерево, здание и т. п.), что вы видите вдали из окна (3-4 с).
Теперь опять посмотрите на кружок на оконном стекле». Повторить упражнение 5-6
раз, поочередно переключая внимание каждого ребенка с метки на стекле на
удаленные объекты, видимые из окна. Упражнение можно выполнять из исходных
положений сидя и стоя.
Для детей с близорукостью это упражнение проводится
для профилактики прогрессирования заболевания в кабинете охраны зрения или
назначается в виде домашнего задания. Ребенок (в назначенных ему очках)
становится у окна на расстоянии 30-35 см от оконного стекла. На этом стекле на
уровне его глаз прикрепляется круглая метка диаметром 3-5 мм красного цвета.
Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, он намечает какой-либо
предмет для фиксации, затем поочередно переводит взгляд то на метку на стекле,
то на этот предмет. Упражнения проводятся 2 раза в день в течение 15-20 дней.
При отсутствии стойкой нормализации аккомодационной способности глаза такие
упражнения повторяются систематически с перерывами в 10-15 дней. Первые два дня
продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 минуты, последующие
два дня - 5 минут и в остальные дни - 7 минут.
Для детей младшего школьного возраста можно
использовать различные игровые упражнения для снятия зрительного утомления.
Упражнение «Поймай зайку».
Включается фонарик и запускается «солнечный зайчик» на
«прогулку». Дети, поймав глазами «зайчика», сопровождают его взглядом, не поворачивая
головы. Упражнение продолжается 45 сек.
Упражнение «Поиграем с игрушками».
Это упражнение очень эффективно для снятия
зрительного утомления. Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка.
- Посмотрите, какая красивая игрушка (каждый смотрит
на свою игрушку в течение 2-3 с).
- Посмотрите, какая у меня игрушка (дети в течение 2—3
с смотрят на игрушку в руках у учителя).
- А теперь опять посмотрите на свою игрушку (2-3 с).
Повторить 4 раза
Гимнастику для глаз у детей старшего дошкольного
возраста также можно проводить в стихотворной форме. Например:
Открываем глазки - раз,
А зажмуриваем - два,
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
Упражнение «Зоркие глазки». Глазами нарисуйте 6 кругов
по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
Упражнение «Письмо носом» (снижает напряжение в
области глаз).
Закройте глаза. «Используя» нос, как длинную ручку,
пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом слегка прикрыты.
Упражнение «Палец двоится» (облегчает зрительную
работу на близком расстоянии). Вытянуть руку вперёд, посмотреть на кончик
указательного пальца вытянутой руки, расположенной на уровне средней линии
лица. Медленно приближать палец к лицу, не сводя с него глаз, до тех пор, пока
палец не начнёт «двоиться». Повторить 6-8 раз.
Комплекс 1.
Упражнение «Надуваем щеки».
Наберите в щеки воздух. Погоняйте воздух во рту в
разных направлениях. Затем медленно выпустите воздух. Надуть щеки - погонять
воздух - выпустить. Повторите упражнение несколько раз.
Упражнение «Постукивание вокруг глаз». Встаньте или
сядьте прямо. Встряхните руками, расслабьте пальцы и запястья. Легко и без
напряжения постукивайте кончиками пальцев по поверхности костей, расположенных
вокруг глаз. Действуйте мягкими нажатиями, продвигаясь от носа к вискам.
Дышите глубоко, зевайте. Если вы спокойны, можете
напевать вполголоса. Затем очень мягко разгладьте область вокруг глаз.
Упражнение «Расширение поля зрения».
Оторвитесь от экрана и расслабленно посмотрите вдаль.
Смотрите прямо, дышите глубоко. Поставьте указательные пальцы вертикально
вверх на уровне глаз, на расстоянии 30 см от лица. Медленно разведите кисти в
стороны. Почувствуйте движение рук и одновременно с этим смотрите на все, что
находится в поле зрения между пальцами. Разводите руки в стороны до тех пор,
пока вы сможете их видеть. Немного пошевелите пальцами и глубоко вздохните.
Затем медленно верните пальцы в исходное положение.
Повторите упражнение несколько раз. Почувствуйте, как
с каждым разом ваши руки раздвигаются немного дальше, и как расширяется поле
зрения.
Упражнение «Расслабление глаз ладонями».
Лучший способ расслабить глаза - приложить к ним
ладони. Этот способ был введен американским окулистом доктором Бэйтсом,
автором специальной программы для профилактики глазных заболеваний.
Сядьте за стол и обопритесь на локти. Займите удобное
положение. Встряхните руками и расслабьте запястья и пальцы. Потрите друг о
друга ладони, пока они не станут теплыми. Зарядите руки теплом и энергией.
Затем закройте глаза ладонями. Обоприте голову на руки и закройте глаза Пальцы
обеих рук должны пересекаться на лбу. Постарайтесь, чтобы руки были совершенно
расслабленными и не давили на глаза. Ладони должны лежать на веках, словно
купол.
Представьте себе, что тепло и энергия ваших рук
оказывают целительное воздействие на глаза. Почувствуйте темноту. В темноте в
светочувствительных клетках сетчатки образуется основной зрительный пигмент
родопсин. Теперь ваши глаза совершенно расслаблены.
Расслабление глаз ладонями
Выходите из этого состояния постепенно. Глаза пусть
остаются закрытыми. Сначала уберите руки от глаз и почувствуйте разницу в восприятии
освещения и температуры. А затем, когда вы будете готовы, зажмурьтесь и
откройте глаза.
Комплекс 2.
Упражнение «Зевание». Выпрямитесь, потянитесь,
откройте широко рот и зевайте. Можете воспроизвести какой-нибудь звук, как
будто вы зеваете.
Чтобы стимулировать зевание, откройте широко рот и
потрите нос пальцами обеих рук, помассируйте височно-нижнечелюстной сустав
(возле ушей). Открывайте и закрывайте рот, почувствуйте движение сустава.
Зевайте до слез в глазах!
Упражнение «Открываем глаза».
Согните расслабленные руки и поднимите их перед
грудью, сожмите ладони в кулак. Закройте плотно глаза и сожмите губы.
Разожмите кулаки, растопырьте пальцы — ладонями
кверху. Одновременно с этим широко откройте глаза и рот.
Опять закройте ладони, глаза и рот. Снова и снова
открывайте и закрывайте их. Повторите несколько раз.
Упражнение «Тромбоны».
Сядьте прямо и займите удобное положение. Закроите
правый глаз правой ладонью. Рука должна быть совершенно расслаблена, а глаз
открыт. Левую руку расслабьте и вытяните перед туловищем. Посмотрите левым
глазом на левую ладонь. Сконцентрируйте взгляд на линии руки, кольце или
каком-нибудь другом заметном участке ладони. Теперь поднесите левую руку к
левому глазу, а потом обратно. Движение должно становиться все медленнее.
Передвижение руки от глаза на исходную позицию должно
проходить немного по наклонной к воображаемой прямой, продолжающей линию носа.
Вы заметите, что четко видите только в течение нескольких мгновений. Не
задумывайтесь об этом. Взгляд и не может так быстро перестроиться с одного
расстояния на другое. Вы просто стимулируете к этому глаза. Через некоторое
время выполните это упражнение для другой руки и другого глаза. Каждый раз,
когда вы убираете руку от закрытого глаза, обращайте внимание, что ощущает этот
глаз - то же, что другой? Видит ли этот глаз лучше?
Упражнение «Расслабление глаз ладонями» (см. комплекс
1).
Мероприятия, направленные на уменьшение статического
напряжения опорно-двигательного аппарата
В школе приходится подолгу работать сидя, сохранять на
уроке неподвижность. Такая статическая нагрузка трудна для детей в силу особенностей
их физиологического развития. Хорошая выносливость к статическим нагрузкам
появляется лишь к 21 году.
Снижение естественной двигательной активности ведет к
уменьшению потока раздражений, которые возникают во время движения и воспринимаются
нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, зрительными и слуховыми
анализаторами, идущими к коре больших полушарий головного мозга. В результате
этого у детей понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный
аппарат, нарушается осанка, ухудшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной
систем. А значит, ослабляется организм в целом. |