Игровой самомассаж кистей рук является
эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений у
детей-инвалидов, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с
локальными проблемами и развивающе-оздоровительным средством для
нормально развивающихся детей.
Веселый спектакль, который юный актер
разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах,
ладонях, тыльных и локтевых поверхностях кистей рук), длится порой всего
несколько секунд, а текст пьесы укладывается в маленькое четверостишие.
Но для того чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать
яркий образ: содержание массажного приема, т.е. механического
воздействия на мышцы, должно четко соответствовать смыслу стихотворения и
динамике развития сюжета.
Как известно, массаж – это мощный
биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень
снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение
продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность
мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.
Самомассаж кистей рук является к тому же
средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены
нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается
функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе
самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой,
но и массирующей кисти. Помимо этого игровой самомассаж кистей рук –
важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие
одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не
только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что
массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а
массирующая рука еще и создает их.
Игровой самомассаж – это
уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает
мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также
от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору
головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие
зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее
воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению
резервных возможностей функционирования головного мозга.
Традиционная пальчиковая гимнастика
вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж
оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее
зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Он
является эффективным средством совершенствования и таких психических
функций, как внимание, память, зрительно-моторная комбинация, а также
развитие речевой и творческой сфер.
По данным современных исследований,
игровой самомассаж кистей рук способствует прочищению энергетических
каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению
позитивной, также он содействует снижению двигательной и эмоциональной
расторможенности, коррекции гиперактивности.
Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие
массажные движения, их простота, доступность, возможность использования
в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции
ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия
успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
Зигзагообразное поглаживание:
Дунул ветер на березку, разлохматил ей прическу. Ветер очень торопился, улетел, не извинился.
М. Пляцковский
Прямолинейное растирание ладонями друг друга.
Чьи руки зимою всех рук горячей? Они не у тех, кто сидел у печей, А только у тех, а только у тех, Кто крепко сжимал обжигающий снег, И крепости строил на снежной горе, И снежную бабу лепил во дворе. В. Берестов
Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей. Первый палец – боковой, Называется Большой. Пальчик второй – Указчик старательный, Не зря называют его Указательный. Третий твой пальчик Как раз посредине, Поэтому Средний дано ему имя. Палец четвертый зовут Безымянный, Неповоротливый он и упрямый. Совсем как в семье, Братец младший – любимчик. По счету он пятый, Зовется Мизинчик. Л. Хереско
Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев другой руки.
Диво дивное – паук, Восемь ног и восемь рук. Если надо наутек, Выручают восемь ног. Сеть плести за кругом круг Выручают восемь рук. В. Суслов
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.
Пилит, пилит пила, И жужжит, как пчела, И визжит, и поет, Соням спать не дает. В. Сокол
«Намыливание» рук.
Не секрет для нас с тобой, Каждый знает это – Руки мой перед едой И после туалета.
Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.
Толстушка-ползушка, Дом-завитушка, Ползи по дорожке, Ползи по ладошке, Ползи, не спеши. Рога покажи.
Пунктирование пальцами (игра на пианино).
Кто там топает по крыше? Кап-кап-кап. Чьи шаги всю ночь я слышу? Кап-кап-кап. Я усну теперь едва ли. Кап-кап-кап. Может, кошек подковали? Кап-кап-кап. Ж. Давитьянц
Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.
Уложили дятла спать В деревянную кровать. Он в кровати всем назло Продолбил себе дупло. В. Линькова
Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.
Во дворе у Толика Маленькие кролики. Беленькие кролики, Целых восемь штук. По утрам мы с Толиком Кормим наших кроликов, И едят морковку Кролики из рук. В. Кодрян
Рекомендуется проводить игровой
самомассаж в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде
динамической паузы на занятиях.
|