Игра «Мотор» способствует выходу отрицательных эмоций
с помощью голосового аппарата. Дети стоят по кругу, руки согнуты в локтях. По
команде они начинают энергично работать руками и жужжать, гудеть, рычать.
Побеждает тот, у кого самый громкий «мотор».
Игра «А я ласковым прикинусь».
Игра способствует стимуляции гуманных чувств у детей
через жесты и мимику; переключению на иное состояние и стимуляцию положительных
эмоций у обидчивых детей. Ведущий предлагает детям: «Давайте посмотрим, как у
меня улыбка получается», - и при этом изображает улыбку (губами), доброжелательный
взгляд (глазами) и т. п.; спрашивает у детей: «А у кого улыбка лучше получится?
Погладь по плечу игрушечного Мишу, чтобы ласковым стать...; выбери, у кого из
ребят самый ласковый взгляд и объясни свой выбор» и т. п. Чтобы игра была
интереснее, можно предложить изображать печаль и грусть; при этом ведущий
спрашивает, почему дети бывают грустными и почему не бывают ласковыми, бываешь
ли ты ласковым и грустным, как часто и т. п.
Игра «Что изображено на картинке? Что случилось?».
Взрослый предлагает детям рассмотреть картинку. При
этом спрашивает у ребенка: «Что ты видишь? Что случилось и почему? Надо ли
помочь человеку?» и т. д. Добавляет: «Кто больше придумает предложений - тот и
молодец». Можно использовать любую предметную картинку с изображением
конфликтной ситуации, агрессивного поведения людей. Взрослый напоминает детям,
что люди могут быть разными: агрессивными, обидчивыми, заторможенными и
другими; взрослый предлагает детям вспомнить случай собственного агрессивного
поведения или сверстников; особое внимание можно уделить выяснению возможных
причин агрессивного и вспыльчивого поведения людей. Для этого взрослый задает
детям вопросы: «Почему и как часто так поступает персонаж? А еще почему? А как
ты поступил бы на его месте?» В конце игры взрослый может подвести итоги,
сколько было «хороших» и «плохих» (обидных) высказываний.
Упражнения, направленные на гармонизацию социального
статуса и развитие коммуникативных навыков
Упражнение «Снежный ком». Все участники встают в круг,
держась за руки. Ведущий называет свое имя, следующий за ним называет имя
ведущего и свое, далее по цепочке каждый участник называет имена предшествующих
и свое. Затем можно предложить участникам по цепочке сказать друг другу любое
доброе слово, комплимент, пожелать что-нибудь хорошее.
Упражнение «Волна».
Стоя в кругу, ведущий делает «волну» руками и
«передает» ее другому участнику. Дети учатся не только управлять своими
движениями, но и взаимодействовать с окружающими.
Упражнение «Паровоз». Дети разбиваются на команды по
4-5 человек, выстраиваются «паровозиком» в затылок друг другу (стоящий сзади
держит двумя руками за талию или за плечи того, кто стоит впереди). Все
закрывают глаза, кроме первых - вагоновожатых, которые медленно начинают
движение. Их задача - аккуратно, молча вести «паровоз», огибая препятствия, не
сталкиваясь с другими; задача остальных - максимально «прислушиваться» к
стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях,
обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади. По команде педагога дети
останавливаются, первый встает в конец «паровоза»; снова продолжается движение,
пока все не побывают в роли ведущего и ведомого. Усложнение упражнения:
увеличение количества детей в «паровозике», усложнение траектории движения
(крутые повороты, ограничение по высоте и т. п.). |