ИГРЫ ПРИ БОЛЕЗНЯХ НОСА И ГОРЛА (РИНИТ, РИНОФАРИНГИТ, ГАЙМОРИТ, ХРОНИЧЕСКИЙ БРОНХИТ, АДЕНОИДЫ)
08.05.2011, 18:13
При
заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание.
Правильное
носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры,
улучшает местное кровообращение,
препятствует
разрастанию аденоидных вегетации, предохраняет от переохлаждения,
сухости и инфицирования
слизистой оболочки носа,
рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения.
При ритмичном с полным
выдохом носовом дыхании лучше расслабляются
дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. Такие
важные факторы при заболевании носа и горла, как нормализация прикуса и
формирование
правильной осанки, описаны в
соответствующих разделах нашей
книги. При проведении игр с детьми необходимо одновременно кон- тролировать
правильность
осанки и смыкание губ.
Золотая осень
Цель игры: развитие
координации движений в мелких и крупных мышечных группах, чувства ритма,
умения согласовывать свои
действия с действиями играющих;
формирование правильной
осанки; улучшения функции
дыхания; умение произвольно расслаблять мышцы; тонизирующее и
успокаивающее воздействие на весь организм ребенка.
Ход игры. Дети стоят широким
кругом. Ведущий четко показывает
движения, дети их повторяют. Ведущий
говорит:
«Осенью
клубятся большие тучи» (кругообразные движений руками перед телом),
«моросит дождик — кап-кап...» (потряхивание кистями рук).
«Все реже показывается
солнышко» (поднимание полусогнутых рук вверх),
улыбка (изображение солнышка), сжимание и разведение пальцев рук (солнечные
лучики).
«Опадают
листья с деревьев»: поднимание на носки, вытягивание рук вверх, а затем
плавное опускание их и приседание с
потряхиванием кистями. Показывать, как, кружась, падают
наземлю листья.
«Шумит ветер в лесу»:
глубокий вдох через нос; выдох —
будто слышится шум ветра —
«шшш...»
«На поля ложатся
туманы»: поднимание рук плавными движениями в сторону с
поворотом туловища то направо, то налево и все более низким наклоном —
изобразить, как стелются туманы.
«Птицы собираются в
стаи»: построение небольшими группами в колонны по одному (изображая
караваны гусей), клиньями (как строятся журавлиные стаи), врассыпную
(будто стайки чижей).
«Слышатся прощальные
крики гусей, журавлей, голоса чижей».
Подражание этим звукам.
«Улетают птицы в
теплые края». Медленный бег по площадке, затем по знаку инструктора остановка.
«А в школе осенью уже
занимаются первоклассники. Покажем, как они стройно, прямо ходят». Дети
строятся в колонну по одному,
ходят под счет руководителя, под
музыкальное сопровождение. При выполнении проверяется носовое дыхание, смыкание
губ. Невнимательные дети «платят штраф» — после игры выполняют разные задания
руководителя.
Вариант
игры: на сигнал «Птицы собираются в стаи» выдвинуть нижнюю челюсть («клюв») вперед.
МышкаиМишка
Цель игры: формирование
глубокого ритмичного вдоха и выдоха,
развитие координации движений,
укрепление мышц позвоночника.
Ход игры. Ведущий показывает
движения и произносит слова: У Мишки
дом
огромный(выпрямиться, встать на
носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки —
вдох)
У мышки — очень(присесть, обхватив
руками Маленький.колени,
опустить голову - выдох с произнесением звука «шшш»)
Мышка ходит(надо ходить по залу) в
гости к Мишке, Он
же к ней не попадет.
Стишок с
движениями повторяется 4—6 раз. Ведущему следует внимательно
следить за четкостью и координацией движений.
Цель
игры: улучшение
функции дыхания, тренировка носового дыхания, смыкания губ.
Необходимые материалы: игрушки или кубики
высотой
не более 10—12 см.
Ход игры. Дети стоят в шеренге.
По площадке перед детьми на расстоянии шага
расставлены предметы. Руки-«крылья» опущены, вытянуты,
несколько отведены ладонями вперед, лопатки сдвинуты. Высоко
поднимая колени, оттягивая носок, дети движутся вперед, перешагивая через предметы,
произнося: «Петушок». На слоге
«шок» дети опускают ногу за
предмет. Игра повторяется
несколько раз. Ведущий
контролирует осанку. В эту игру может играть и один ребенок со
взрослым.
$IMAGE1$
ШАРИК
Цель игры: восстановление
носового дыхания, формирование углубленного
дыхания, правильного смыкания губ, ритмирование.
Необходимые материалы:
фанты
из бумаги.
Ход игры. Дети садятся
полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети
должны надуть шар: широко развести руки в стороны и широко вдохнуть
воздух носом, выдуть его в воображаемый
шарик через рот - «ффф», -
медленно соединяя ладони под
шариком. Затем по хлопку ведущего
шарик лопается - дети
хлопают в ладоши. Из шарика
выходит воздух: дети произносят звук «шшш», делая губы хоботком и
складывая руки на коленях.
Шарик надувают 2—5 раз.
Тот, кто сделал лучше всех, получает
фант. Ведущий следит, чтобы
вдох был глубокий, а во время
игры не возникало
эмоционального чрезмерного возбуждения у ребенка.
ПИНГ-понговое ралли
Цель игры: укрепление круговой
мышцы рта, тренировка навыков правильного
носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Необходимые материалы: стол, два
пинг-понговых шарика (лучше разного
цвета), 2 кубика (или пуговицы) таких же цветов, как и шарики, ленточка.
Ход игры. Дети разбиваются на
пары. Каждому вручается пингпонговый шарик. На
столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны
вдохнуть воздух через нос и подуть на свой
шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик
или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник,
чей шарик за 3 попытки укатился дальше.
Необходимые материалы: 2 стула, листы бумаги,
4—5 фантов.
Ход игры.
Ведущий рассказывает
детям о том, что хомячки носят запасы в
щечках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо от стула до стула
(«болото»), шагая
полистам бумаги,
преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону.
Ребенок берет
в руку фант, надувает щеки ипереходит
через
«болото» по «кочкам» (лист бумаги). На другой стороне оставляет
фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по «кочкам»
обратно. Затем начинает снова, пока не перенесет
все фанты. Ведущий следит за точностью выполнения игры и награждает
того, кто справился быстрее всех и
не оступился с «кочек».
СОВУШКА- СОВА
Цель игры: развитие коррекции
движения рук с дыхательными движениями
грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).
Ход игры.
Дети садятся полукругом
перед ведущим. По сигналу ведущего «день» дети-«совы» медленно
поворачивают головы влево и вправо. По
сигналу «ночь» дети смотрят вперед, взмахивают
руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят
«ууффф». Повторяют 2—4 раза.
Перышки
Цель игры: тренировка навыков
правильного носового дыхания,
укрепление мышц рта.
Необходимые материалы:
4
стула, 2 веревки, 10 пучков
перышек, связанных по 3—4 штуки.
Ход игры.
Между стульями
натягивают веревки с привязанными пучками перышек
на расстоянии 10 см друг от друга. Участники делятся на
две команды и располагаются напротив перышек на расстоянии
50 см. По сигналу ведущего, сделав глубокий вдох через нос, сильным
выдохом сдувают одно перышко, а затем последовательно и другие, делая
перед каждым выдохом глубокий вдох через
нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы надо сложить узкой
трубочкой, а щеки надуть. Выигрывает та команда, у которой перышки слетят
быстрее.
КТО САМЫЙ ГРОМКИЙ!
Цель игры: тренировка носового
дыхания, смыкание губ. Необходимые
материалы:
фанты-жетоны.
Ход игры. Ведущий показывает детям, как играть:
выпрямитьспину, губы
сомкнуть, указательный палец левой руки поместить на боковую
сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю,глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и
произносить(выдыхать)
«ммм»,
одновременно похлопывая указательнымпальцем правой
руки
по правой ноздре. В результате чего получается длинный
скандированный выдох. Звук «ммм» надо направлять в нос, он должен быть
звучным. Затем прижимается праваяноздря и так же
на выходе с произнесением «ммм» надо похлопать указательным
пальцем по левой ноздре. Игра повторяется несколько
раз.
После каждого раза тому, кто произнес звук «ммм» правильно и громче
всех, вручается фант. После окончания игры подсчитываются
фанты
и объявляется победитель.