Игра является важнейшим условием правильного,
гармоничного развития ребенка, в том числе формирования воображения,
самостоятельности, навыков адаптированного взаимодействия с людьми. В игре педагог
может корригировать черты характера ребенка.
В спонтанных играх педагог, предоставляя ведущую роль
ребенку, проявляя у него отрицательные тенденции (чрезмерную обидчивость,
настороженность, страхи, избегание или доминирование, агрессивность), доводя их
до степени гротеска, ведет к осознанию ребенком их нежелательного характера.
В импровизированной игре создаются специальные
стрессовые ситуации испуга, обвинения, спора, а ребенку предоставляется возможность
их самостоятельного разрешения. Если он не может сделать это приемлемым способом,
ему подсказываются пути разрешения конфликта, но не прямо, а через
соответствующее поведение персонажа, изображаемого педагогом. Подобное
поведение подразумевает уверенность, кооперацию, отсутствие страха и
агрессивности. Предлагая роли бесстрашного командира, летчика, моряка,
пожарного и т. д., педагог у тревожно-мнительных детей развивает уверенность в
себе и способность к принятию решения.
Все игры делятся на группы в зависимости от их
психологической направленности:
Игры, направленные на снижение тревоги
Для снижения уровня тревожности у ребенка
рекомендуется рисование красками на больших листах бумаги, при этом ребенка
можно попросить изобразить свой страх, себя, побеждающего этот страх, или
помочь ребенку из страшной картинки сделать смешную и уже не страшную. Если
ребенок не готов выразить свой страх на бумаге, не следует ограничиваться
определенной темой, нужно дать ему возможность рисовать то, что он хочет.
Изображение страхов на рисунке по заданию педагога, психолога действует как
терапевтически десенсибилизирующий фактор. Переступая свой страх, нарушая его
неприкосновенность и недоступность осознанным изображением, ребенок мобилизует
свою волю на его преодоление. При недостаточном эффекте рекомендуется, чтобы
на одном рисунке ребенок изобразил себя «боящимся», то есть себя и пугающий
объект, а на другом - «небоящимся». Активность ребенка получает признание и
одобрение взрослого.
Игра «Спрятанные проблемы».
Эта игра позволяет ребенку проявить свои чувства,
снизить уровень тревожности. Для проведения игры понадобятся пустая емкость с
крышкой (ящичек, коробка), фломастеры, бумага. Ведущий проделывает в крышке
отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем он
предлагает ребенку нарисовать, что или кто его тревожит (пугает), рассказать об
этом, а потом бросить в «почтовый ящик», то есть спрятать проблему. Если у
ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается
рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на
чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике».
После занятия можно спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика.
Если ребенок затрудняется ответить, ведущий предлагает ему различные варианты:
выбросить, порвать, смять, сжечь и т. д.
Игра «Представь, что ты это можешь».
Упражнение используется с целью выработки у ребенка
уверенности в своих силах. Ребенку предлагается не просто что-то сделать, а
представить, что он может это сделать и показать. Например, если попросить
ребенка завязать шнурки, он может отказаться. В этом упражнении взрослый просит
его представить, что он может завязать шнурки и показать, как это делается. В
воображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не
опасается, что у него что-то не получится. Причем в данном случае для ребенка
более ценным является сам процесс самостоятельного действия, чем его
результат.
Игра «Не ругаю, не кричу - иронично я хвалю!».
Взрослый иронично реагирует на проявление нарушенного
поведения ребенка, начиная фразу «хорошими» словами (молодец, замечательно,
отлично и так далее), а заканчивает фразу, называя вслух нежелательное поведение
(опять пальцы во рту, так постройку никто сломать не сумел и так далее), так,
чтобы вызвать у ребенка иронию и критичность к собственному поведению. Вариант
игры: взрослый предлагает ребенку иронично, но не обидно оценивать нарушенное
поведение другого ребенка; взрослый от имени игрушечного Миши делает что-то не
так, а дети иронично оценивают поведение игрушки.
Игры, направленные на снижение раздражительности,
обидчивости
Игра «Разрывание бумаги».
В начале игры ведущий может, не объясняя правил,
просто предложить ребенку рвать бумагу. Если ребенок не подключается сразу к
работе, его нельзя заставлять. Ведущий может встать спиной к ребенку, делая
вид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча
бумаги в центре комнаты становится большой, ведущий предлагает ребенку
поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать
по комнате, бросать в детей. К этой игре можно подключать родителей или воспитателей
- особенно если они являются источником повышения уровня тревожности у ребенка.
Игра «Тряпичная кукла и солдат».
Быстро напрячь мускулы, а потом их отпустить - это
испытанный и надежный способ расслабиться. Ведущий: «Пожалуйста, все встаньте и
расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью
выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как
будто вы одеревенели, и не двигайтесь. А теперь наклонитесь вперед и расслабьте
руки, чтобы они болтались, как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными,
как тряпичная кукла (покажите детям эту позу). Слегка согните колени и
почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, суставы - очень подвижными.
Снова станьте солдатом (10 сек.). Теперь опять тряпичной куклой. Теперь
встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с себя капельки воды.
Стряхните капельки воды со спины.
Теперь стряхните воду с волос. Теперь - с верхней
части ног и ступней. Молодцы!».
Игра «Письмо обидчику напишу!»
Взрослый подходит к обиженному ребенку и спрашивает:
«Что случилось?», а затем предлагает: «Давай напишем письмо твоему обидчику. Ты
диктуй, а я буду записывать». При этом взрослый пишет, делает пометки на листе
бумаги или делает вид, что пишет; задает наводящие вопросы по поводу конфликтной
ситуации; затем предлагает зачитать «письмо» о том, что случилось, обидчику.
Взрослый задает уточняющие и наводящие вопросы не только обиженному и обидчику,
но и детям-свидетелям: «Как ты думаешь, что тут случилось?», «А кто видел, что
произошло?», «Кто хочет дополнить рассказ?» (обиженного или агрессора). Можно
рассказывать о том, что случилось, кукле, а не «писать письмо».
|